Личность как субъект политики.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.
Как говорилось ранее, главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:
материальные;
социально-культурные (социальная среда, образование);
политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).
Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.
Уровни политической активности личности.
1. Рядовой член общества – человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью политическими вопросами.
2. Человек, принимающий определенное участие в политической жизни общества. Он может принимать участие в деятельности общественного движения или организации. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.
3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его непосредственное включение в политику определяется его возможностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это осознанное включение в политику.
4. Общественный деятель (политический деятель). Политический деятель по совместительству, как правило, руководитель общественной организации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основную активность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с устремлениями руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.
5. Профессиональный политик, для которого политика – не только профессия, но и главное занятие, смысл всей жизни. Это руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т.д.
6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.
Уровни политической активности личности лишь схематически описывают ее роль в политике.
- Политология как наука: объект, предмет, содержание.
- Политология в системе гуманитарных наук.
- Методы политологии.
- Функции политологии.
- Сравнительная и прикладная политология
- Методология познания политической реальности.
- Политика: понятие, природа, основные концептуальные трактовки.
- Альтернативные определения
- Основные подходы
- Консенсусное понимание
- Конфронтационное понимание
- Политика и право. Правовая политика.
- Политика и мораль. Насилие и ненасилие в политике.
- Социальные функции в политике. Основные приоритеты политики российского государства.
- Личность как субъект политики.
- Социальные группы как субъекты и объекты политики.
- Государство как субъект политики
- Политическая власть: природа, содержание, виды.
- Механизмы осуществления политической власти.
- Легитимность и легитимация политической власти.
- Политическая система общества: понятие, структура и типы.
- Основные тенденции в развитии политической системы.
- Политические интересы: природа, содержание и механизмы реализации.
- Политическое сознание: понятие, структура, функции.
- Политические отношения.
- Нормативная подсистема политической системы общества: структура и функции.
- Государство в политической системе общества.
- 2. Государство и политическая система общества
- 3. Место и роль государства в политической системе общества
- Политические партии и партийные системы в политической жизни современного общества.
- Политические идеологии: понятие, структура, виды, место и роль в политике.
- Политическая оппозиция и ее роль в политической жизни общества.
- Понятие, содержание и функции политического лидерства.
- Гражданское общество: понятие, структура, механизм влияния на политическую власть.
- Политические конфликты: понятие, природа, типы и способы разрешения.