logo search
шпоры и всякое такое / 1_semestr / 1 семестр-1 / POLITOLOGIYa_KONSPEKT

4 Признака:

- система состоит из элементов и компонентов

- все элементы системы взаимосвязаны отношениями. Каждая имеет статус.

- система обладает системными свойствами и сведением к сумме составляющих ее элементов – коссумарно

- система взаимодействует с окружающей сферой, но если не взаимодействует, то системой считать нельзя

Система – открытые , закрытые ; простые, сложные; статистические динамические; жесткие, _____; механ., орган.

Работы Винера « Кибернетика» - понятие кибернетическая система.

Система с обратной связью.

Д, Истом., Г. Алнонд – «Политическая система» 1953 год , «Концептуальная структура для п.а.» 1955год.

«Система как одна из многих, которая сотрудничает с другими» :

Этническая;

Экономическая;

Правовая;

Культурная.

Она взаимодействует с межд.п. системы.

Понятие система дает представление об организации и функционировании компоненто системы общества.

Уолтер Митчелл, Г. Пауэр и ряд других

Понятие «система» - целое.

Совокупность элементов.

П.система общ – целостное, упорядоч.

Совокупность политических институтов, полит. ролей, отношений, принципов политической организации общества подчиненных кодексу политических, идеологических, социальных, юридических, культурных норм, исторических традиций установл. Полит. режима конкретного общества.

О. элементы п.с. :

Гос. Учреждения;

Политические партии;

Группы интересов и группы давлений;

Правовые и политические СМИ

Общ. мнение

Полит. лидеры

Политическая система управления общ. не должна доминировать в нем за счет доминирования в система.

Политическая система взаимодействует через определение отношения через поступающие её импульсы.

(Вход-ВЫХОД)

Окружающая среда – включает интросоциотальные составляющие.

Интро.. – экологическая, биологическая, социальная система.

По отношению к политической системе ____ двух видов:

Требования – и распределение благ и услуг(образ.; здравоохранение).

Импульсы коло касающиеся регулир. поведения.

Импульсы касающиеся коммуникации и информации.

Импульсы поддержки выходят в следующем виде.

Создание законов и норм. Распределение ценности услуг.

Регулирование поведения и взаимодействий общества.

П.с. должна испытывать когур. обратной связи.

П.с. выполняет:

- функции интеграции

- функция цели достижения( моб. Энергии)

Системы: по х р.: демократическая, тоталитаризма, авторитарного.

Закрытые и открытые политические системы.

Централизованные и децентрализованные.

Энтайгм

Системы основ. На ко____

Великобритания.

США – интегрирование

Жан Бандель:

- либеральная демократия – опираются на либерализм в принятии политических решений

- традиционные ( упра. Олигархий и отли. Нрав. Распред. Соц. И эконом. Благ)

- авторитарно-консервативные (цель – сохранение соц. Полит. неравенства )

Габриэль Алнольд:

  1. Англо-американская п.с.

  2. Европейская-континент.

  3. Индустриальная и частично индустриальная

  4. Тоталитарная

  1. США, В.Б., Канада, Австралия.

  2. Страны З.Е.: ФРГ, Италия.. Роздробленность полит. культуры.

  3. Лат. Америка, Азия. Закрытая, приходская культура.

  4. КНДР. Власть монополизируется одним кланом, полит. партия.

У – 3группа.

Особенности: Система стабильна только на поверхности. Полит. конфликты между полит. блоками – может быть.

Не воспринимает новации.

Система У не имеет эффективных современных традиций и опыта традиций. Система централизована с элементами регионализма и децентрализации. Слабая реактивная способность. Переходная политическая система внешнего типа. Неопатримониальный режим. Очень резкое отделение носителя от источника власти.

Не работают основные институты общества. Обеспечение прав и свобод граждан. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную. Признание СМИ важным элементом политической системы. Формирование системы самоуправления. Преобразование экономики, переход к рыночным отношениям.

Гос-во основной институт политической системы

Основу реализации политической власти имеет гос-ва.

Г-страна, общество, народ, расположенные на определенной территории, представляемые органом высшей власти.

В узком – стадо – гос-ва.

1)Теологическая концепция.

2) Платон утверждал, что государство возникает в связи с имущественным неравенством.

3) Аристотель - естественная теория. Родоплеменной строй. Государство – семья.

4) Конфуция – семья.

5) Контрактные теории ( государство) – Сократ. Древние иудеи. Данте, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо. Под влиянием д-ра - .. гос.

6) Теория насильственного возникновения (Оппенгеймер).

7) Спенсер придерживается биологической теории.

Современная наука не отрицает влияния всех этих теорий.

ГОСУДАРСТВО: территория, население, власть.

Основным признаком государства :

Наличие власти, система органов и учреждения, наличие аппарата. Разделение населения на территориальные единицы.

Взимание налогов.

Проведение займов.

Проведение лотерей.

Наличие суверенитета.

Жан Боден : «Государство не должно быть ограниченным».

Создание правовой основы жизнедеятельности всех форм общества.

Конституция – система зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, заносов, которые определяют устройство государств, а так же положение личности в обществе.

Преамбула.

В первой части нормы взаимоотношений граждан и государства; права личности; правовое равенство всех граждан.

Во второй: характеризуется гос-во. Статус различных властей. Правила взаимодействия парламента, президента. Органы управления.

1789 – США; Декларация прав человека во Франции.

Билль о правах

27 поправок в Конституции.

Франция – 5 конституций.

Мертворожденные.

1647 год в Англии конституции нет.

Великая хартия вольностей.

1628 год – больше полномочий парламента.

Акт о престолонаследовании. Нет конституции в Израиле.

ШАРИАТ.

Нет конституции в монархических государствах.

Функции государства:

1). Посредническая (природа гос-ва как орудие регулирования противоречия и конфликтов).

2) Управления (регулирование хода дел в стране в целом, сохранение и развитие общества, как целого).

Функции по охране существующего политического строя.

Порядок и законность политических прав человека.

Хозяйственная функция – регулирование экономики.

Налоги не должны быть разоряющие.

Поддержание экономической стабильности. Создание местного производства. Выполнение социальной программы.

Культурно-воспитательная функция.

Внешние ф-ции :

Защита интересов.

Гос-во:

Универсальная, орган. распространяющая власть, свои действия на территории страны.

Оно представляет общество во всех международных делах.

Деятельность путем применения принуждения, эконом. властью, идеологией.

Право носит обязательный характер для всех. Благодаря наличию аппарата государство – основной объем работы общества. Распоряжение ресурсов.

Многообразие форм государства.

Форма правления – орган. верховной орг. власти, предопределяет структуру гос. органов, взаимодействие между собой и заявлением.

Форма правления – это организация верховной государственной власти которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействии между собой и населением. По форме правления государство современного мира делится на монархию и республики. Монархии существует в 30 странах если считать что в Канаде Австралии Новой Зеландии - британская королева

Монархия 3 видов: Абсолютная, конституционная и дуалистическая. Общим для монархии - верховная власть осуществляется одним лицом. В глазах государства монарх – по наследству и его власть не производна от других источников власти, его не избирают.

Абсолютных монархий мало, всевластие главы государства и отсутствие конституции: Саудовская Аравия, Бруней, Аман и Катар. В конституционных монархиях(большинство) власть монарха не распределяется на сферу законодательства и ограничена в области управления. Функции монарха – представительский характер в ряде стран по закону, Испания и Великобритания монарх участвует в полит жизни.

Дуалистическая монархия- разновидность конституционной.: Иордания, Марокко, Кувейт. Характерное то что есть парламент но играет он роль совещательного органа. Все принимает король. Монарх в основном исполняет законодательную и исполнительную. В некоторых странах Румыния Болгария, сильные монарх настроения.

Республики бывают разные: президентская, полупрезидентская и парламентские.

Типичный пример президентской – США. Больше, кроме США, нигде нет президентской республики. Президентская республика характерна жестким разделом властей. При этом органы государства обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президентский конгресс избирается на отдельных выборах. При чем избирается на разный срок, президент на 4 года, конгрессмен на 2 года, сенатор на 6 лет, при этом каждые 2 года – ротация, 1 треть конгресс, 1 треть сенатора. Президент США не имеет право распустить конгресс. Но конгресс имеет право об президенте импичмент. Президент этой страны – одновременно глава государства, глава правительства. Премьер министра нет. Президент избирается коллегией выборщиков или народом. В Америке – коллегией выборщиков. Члены правительства не могут быть одновременно депутатами конгресса. Ни члены кабинета, ни президент не имеет право законодательной инициативы. Президент не имеет право вносить изменения конституции или принятии новой. Президент США не имеет право разворачивать на 360 ценностей страны. Президент США не имеет право принимать экономические программы, которые не может реализовать в 4 года. Кабинет подбирается лично президентом и его командой, не имеет право отклонить кандидатуру, предложенную президентом. Все министры в Америке называются госсекретарями. Их 12 в Америке. Президент имеет право отлагательного вето. Во времена войн, ЧП, кризиса и тд. Это вето стало постоянным после президента Рузвельта. В Америке работает принцип сдержки и противовеса, по которому президент, конгресс и верховный суд не пересекаются в функциях . В этой стране демократия имеет определенные характеристики. Это общинная демократия. Разделенная демократия, то что делают федеральные органы не вмешивается в дела штатов. Президентская республика не распространяется на западной Европе. Лат Америка и Африка – сверхпрезидентское правление(Масса депутатов, не сменяем, не контролируем) Туркмения, Азербайджан

В Европе – полупрезидентская республика в разных формах : Австрия, Ирландия, Португалия, Финляндия, Франция, Польша. Расм. Францию. Сочетается линная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Характерной чертой является двойная ответственность перед президентом и перед парламентом, в полупрезидентской республике президент и парламент избираются народом непосредственно, но не зависят друг от друга. Лет 5 назад и президент Франции и парламент на 5 лет. Парламент не может сместить президента, возможен импичмент, гораздо сложнее провести, чем в США. Президент имеет право распустить парламент, но этим указом он должен назначить внеочередные президентские выборы. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим. Представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето, а так же право единоличного введения в стране ЧП. Он не имеет право во время действия ЧП распускать парламент и не может при роспуске парламента вводить ЧП, Президент без согласия парламента, но с учетом расклада политической силы парламента, назначает главу правительства. Вместе с главой правительства он формирует кабинет, и премьер министр и члена кабинеты – депутаты национального собрания.

Как в Америке конгресс, так и парламент имеет возможность контролировать правительство и президента путем утверждения бюджета страны. Парламент имеет право объявить недоверие.

Парламентская республика – ФРГ. Здесь главное выборы законодательного органа. Формируется правительство закон органами, ответственных перед ним. Парламент может выразить сове одобрение или недоверие. Возможно совмещение депутата парламента и министра. Премьер-министр – глава государства, первое лицо в республике. Премьер-министр имеет право распустить парламент и назначить новые выборы. Глава государства официально - президент. В системе органов власти президент играет скромную роль, представительские функции.

В Украине разрыв в принципах организованных властных структур. Выборность президента, но назначаемость губернатора. Выборность мэров, но назначаемость глав районов администрации.. Нет нормального местного самоуправления. Отсутствует текущий контроль электората за работой депутатов в парламенте и других представительных органов. Слишком большая роль чиновнещнего аппарата, а в развитии бизнеса. Несовершенство налогов законодательства. Политические партии не имеют постоянного электората. Судебная система подчинена власти исполнительной. Отсутствие гражданского общества. Парламент не связан с партийной дисциплиной.