logo search
Авторитарный политический режим

1. Понятие и типология политических режимов

Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и метолов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политически режимом.

Политическая власть многообразна по формам и средствам проявления. Для отражения различных аспектов ее функциони-рования используются такие понятия, как «форма правления», «политический режим», «политическая система».

Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, Шве-ция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие рес-публики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 30-х годов по форме правления была республикой, однако характер власти был дикта-торский. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».

В европейской политической науке это понятие является ба-зисным, в то время как в американской предпочтение по фунда-ментальности отдается категории «политическая система». Не-смотря на длительное использование понятия «политический режим», за ним не сохранилось достаточно четкого содержания.

Сторонники системного подхода расширительно трактуют данное понятие, отождествляя его с категорией «политическая система». Это порождает известные теоретические трудности, поскольку возникает опасность терминологического дублирова-ния двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: если политическая система отражает характер взаимосвязи по-литики с экономикой, социальной, культурной и другими сфе-рами жизни общества, то политический режим определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, полити-ческий режим представляет собой функциональный «срез» по-литической системы, он складывается в результате политиче-ской деятельности и политического курса, которые выбирают держатели верховной власти.

Некоторые исследователи ограничивают содержание полити-ческого режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государ-ства и выяснении их соотношения. По такому принципу выде-лялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим со-трудничества (парламентская республика). Акцентируя внима-ние на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институ-тов: партийной системы, групп давления и т. д. В связи с этим форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

В политической науке общепризнанным является определе-ние политического режима, данное политологом Ж-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологи-ческого порядка, способствующих формированию политиче-ской власти данной страны на определенный период». Среди этих элементов он выделил: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.

Понятие «политический режим» выражает характер взаимо-связи государственной власти и индивида, а также дает пред-ставление об основах системы власти. В этой связи Ш. Л. Монтескье заметил: «Как для республики нужна доброде-тель, а для монархии честь, так для деспотического правитель-ства нужен страх». В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, вы-деляют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и де-мократический. Между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных способов реализации власти.

Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового ла-тинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятель-ности общества, каждого человека посредством прямого воору-женного насилия. Государство поглощает все общество и кон-кретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

Диктатура (от лат. dictatura - «неограниченная власть») - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V - I века до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести меся-цев для организации защиты от внешней угрозы или для по-давления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторским полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследст-вии - и в средневековье, и в новое время - диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел в политический лек-сикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 - 1945). Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключитель-но силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX - начале XX веков Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идео-логического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показы-вает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обще-стве; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

В западной политической науке выделяют следующие призна-ки тоталитаризма: а) единственная массовая партия; б) моно-польно существующая признанная всеми идеология; в) моно-полия на средства массовой информации; г) монополия на средства вооруженной борьбы; д) террористический контроль со стороны политической полиции; е) централизованная систе-ма контроля и управления экономикой. Особенно следует от-метить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Прин-цип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень разви-тия демократического сознания, возникает как выражение по-требности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности. Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; сила государства исходила от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а имел скорее мистический, личностный характер.

Авторитаризм (подробно рассмотрен в п. 2 работы)

Демократия представляет собой самый сложный тип поли-тического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье... система откры-тых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог ... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».

«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвова-ние) в переводе с греческого означает «власть народа». Однако, начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелев-ской «Политики» в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акценти-руют внимание на отдельных составляющих демократии, на-пример, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государ-ственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, ра-венстве, соучастии и т.д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. В одних случаях ее трактуют расширительно, как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. В других случаях она истолковывается бо-лее узко - как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. Этим она отличается и от монархии, где власть принадлежит одному лицу, и от ари-стократии, где управление осуществляется группой лиц. Данная интерпретация демократии идет от античной традиции начиная с Геродота (V век до н. э.). И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равнопра-вия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значе-нии термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Эволюция значения термина «демократия» обусловлена раз-витием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась «худшей формой» правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих поли-сов-государств позволяет правителям манипулировать «народо-властием». Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией, отрица-тельно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься не-гативно и была вытеснена из политического обихода.

Функционально полиархия как политический режим опира-ется на семь институтов, которые обеспечивают его эффектив-ность. К ним относятся:

1) выборные должностные лица; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от народа представителями;

2) свободные и честные выборы, исключающие всякое на-силие и принуждение;

3) всеобщее голосование, предполагающее право на участие в выборах всего населения и право претендовать на выборную должность в правительстве;

4) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;

5) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно . выражать свое мнение, включая критику правительства, режи-ма, общества, господствующей идеологии;

6) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведен-ных из-под правительственного контроля;

7) высокая степень свободы в создании относительно авто-номных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере, он по-зволяет выявить особенности политического развития россий-ского общества, соотнести их с мировыми тенденциями.