logo search
"Новые правые" в современной геополитике

Заключение

Кризис общеевропейской идентичности, рост национализма и актуализация значения национальных государств, усиливающееся давление «инокультурных» и «антисистемных» элементов, -- все это делает актуальным сегодня политическое наследие «новых правых». История, развивающаяся циклически, сделала на новом витке исторической спирали невостребованные идеи «новых правых» весьма актуальными. И причиной тому -- новое (и как никогда острое) обострение «вечно актуальных» европейских проблем, акцентированных еще Ф. Ницше и О. Шпенглером -- проблемы ценностей и общеевропейской идентичности, от которых существенным образом зависит «содержательное наполнение» европейской политики, без которого безнадежно «повисают» в воздухе любые самые эффективные институты, механизмы и масштабные проекты.

Дискуссия 1979 г., когда против «новых правых» одновременно выступили и левые марксисты, и правые либералы, заставила их боле четко сформулировать их идеологические приоритеты. Ряд ключевых пунктов их доктрины весьма созвучен основным идейно-теоретическим положениям, которые сегодня пытаются формулировать «обновленные правые». Эти положения звучат следующим образом:

1. Европейская культура, экономическая и социально-политическая системы переживают глубокий кризис;

2. Причины этого кризиса следует искать в деятельности не столько «новых левых», сколько «старых правых» (т.е. «правых либералов»), которые оказались неспособными создать новые культурные ценности (идеологию) и объединить на их основе общество;

3. Причины этой неспособности «правящего класса» коренятся в основаниях самой европейской культуры, зараженной духом нигилизма Нигилизм - логически не оправданное отрицание всего и подавляющей творческие силы народов и отдельных личностей;

4. Необходимо разработать новую идеологию, которые должны вывести из кризиса Европу и европейскую культуру, акцентируя ее культурные и политические истоки;

5.«Новые правые» стремились защищать элитизм («право на отличие»), но лишь в рамках культуры, а не на основе расовой теории;

6. «Новые правые» выступали против экономизма, провозглашая автономию или даже примат Примат - первичность, первенствующая роль, преобладание, главенство, преимущественное значение политики над другими сферами жизни общества;

7. «Новые правые» осуждали направления, провозглашающие “конец истории”, считают подобные направления враждебными интересам Европы и ее цивилизации.

И хотя движение «обновленных правых» в Европе проявляет себя только как тенденция, оно политически востребовано и имеет перспективу, от которой во многом зависит будущее всей Европы.

Список использованной литературы

1) Дугин А.Г. Основы геополитики.- М.:Арктогея, 2000.

2) Д. В. Серебряков. Биография Алена де Бенуа. Электронный словарь.

3) Александр Кузнецов. Статья «Ален де Бенуа: Плюриверсум вместо универсума». - Информационно-аналитический портал «Геополитика». 01.12. 2008

4) Новостной портал «Лента.ру». Новости от 23.05.2004.

5) Сергей Бирюков. Статья ««Новые правые» и «Новая Европа»: возвращение идеи». Агентство политических новостей «Апн.ру» . 27.06.2007