logo search
Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики

1.1 История благотворительности и попечительства в России

Технология социальной работы в России, как и во многих странах, зародилась еще в языческие времена; тогда она была в основном примитивной, носила нерегулярный характер и имела цель - накормить, одеть сирых и убогих. Нищенство в Древней Руси не считалось позорным делом и объяснялось объективными причинами - недостаточно высоким уровнем развития общества и промышленных технологий, преобладанием ручного труда.

В Х веке возник институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: как писал В.О. Ключевский, любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню.

Важной основой развития социальных технологий являлась церковно-монастырская благотворительность. Следуя христианскому учению любви к ближнему, церковь играла ведущую роль в благотворительной деятельности. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали духовенство главным попечителем страждущих. В целях упорядочения благотворительности в 996 году князь Святой Владимир издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под покровительство церкви.

Потребность в помощи, поддержке имеет генетическую основу: уже с рождения ребенка его родители предпринимают усилия, чтобы он нормально развивался, уделяют особое внимание уходу за ним. В дальнейшем потребность в защите остается как процесс нормального взаимодействия людей, который может строиться на общественных или профессиональных началах. Потребность в помощи зародилась в первобытной культуре и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила отражение в господствовавших мировоззрениях и идеологиях.

Выдающийся русский ученый и революционер П.А.Кропоткин обосновал «основной закон социального развития», названный им «законом общественной солидарности» (взаимной помощи). Закон этот трактовался как своего рода выработанная в ходе эволюции человеческого общества генетическая программа, подчиненная решению задач выживания, развития и процветания людей, объединенных в различного рода общности (группы, ассоциации, организации).

Как бы ни относились современные исследователи к данному закону, бесспорным остается вывод о том, что без определенных форм взаимной поддержки и согласованности люди не могли бы наладить общественное производство, любые виды деятельности и общения. Стало быть, и социальный прогресс был бы попросту невозможен. По утверждению П. Кропоткина, склонность людей ко взаимной помощи имеет такое отдаленное происхождение и она так переплетена со всею прошлою эволюцией человеческого рода, что люди сохранили ее вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратности истории.

II цикл (XII-XV вв.) раскрывает этап становления технологии социальной работы.

Данный этап характеризуется формированием технологической среды, которое связано с ростом городов, развитием ремесел, земледелия, а также консолидацией народа в борьбе с внешними военными угрозами. Повышается роль церкви как духовного и организационного центра россиян.

Произошло всемерное утверждение христианства на Руси, сеть церквей и монастырей стала более широкой и влиятельной. По данным некоторых источников, в XI в. только в Киеве насчитывалось несколько десятков церквей. На рубеже XI-XII вв. в Киеве действовало 15, а в Новгороде - 20 монастырей. В конце XII в. на Руси насчитывалось 70 монастырей. В этот и в более поздний периоды церкви и монастыри являлись основным очагом призрения нуждающихся.

Институт церкви превращается в особый институт социальной защиты, основанный не только на новой государственной идеологии, но и на христианских канонах милосердия. Функции церкви, по сути, были всеобъемлющими - от воспомоществования до лечения, от судопроизводства, развития экономического уклада и управления до социального и семейного воспитания.

Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление нищих и убогих, учреждение монастырских больниц, открытие сиротских училищ, выкуп пленных, выделение средств на строительство жилья после сильных пожаров в городах, обучение ремеслам детей малосостоятельных родителей, раздача милостыни и др.

В Древней Руси накануне татаро-монгольского нашествия насчитывалось большое количество крупных, средних и малых городов. По утверждению М.Н.Тихомирова, в 1Х в. на Руси было не менее 25 городов, в начале ХIII веке - 224, а к 30-м гг. ХШ в. - не менее 300 городов.

В связи с увеличением числа городов и их бурным развитием возникает новая общественная сила Древней Руси - горожане. Городское население, не связанное или слабо связанное с местными племенными традициями, стало мощной движущей силой в создании и распространении материальных и духовных технологий на всей территории России, в нивелировании племенного разнообразия, в интеграции восточно-славянской этноязыковой общности, в создании новых направлений в системе социальной помощи и ее технологий.

В сложнейших климатических и географических условиях славянская раса смогла сформировать основу своего цивилизованного развития в виде нескольких сотен уникальных русских городов, позволивших ей в конце концов освободиться от татаро-монгольского ига, заложить фундамент развития социальных технологий. Именно города стали центром охраны русских земель, а также обусловили стабильное аграрное развитие России на протяжении нескольких веков.

III цикл (XV-XVII вв.) определяет основные тенденции развития технологии социальной работы.

Этот период характеризуется дальнейшим усилением церковных видов и форм социальной помощи. Появляются первые элементы государственной системы помощи нуждающимся людям.

Ограниченность и избирательность общинно-корпоративного типа социальной поддержки противоречили государственному принципу равенства подданных перед царем или законом, поэтому государство стремилось ввести собственную (централизованную) систему регламентации социальной поддержки.

С образованием единого Российского государства и по мере его укрепления наряду с церковной и частной благотворительностью в России стал набирать силу процесс оформления государственного призрения. Об участии государства в деле социальной помощи бедным и больным свидетельствует ряд установлений, принятых в годы правления Ивана III (1505-1533). При Иване IV проблема государственного призрения была предметом обсуждения Собора русской церкви («Стоглавого собора») в 1551 г.

По оценке В.О. Ключевского, отцы Стоглавого собора дали совет собирать беспризорных нищих в организованные по городам богадельни и содержать их за счет царской казны, т. е. государства, и за счет сбора милостыни. Об участии церковных учреждений в их содержании «умолчаши».

Подлинным бедствием для россиян были ежегодные набеги татар и угон пленных. Исследователи полагают, что общее количество плененных татарами русских людей в первую половину XVII в. составило от 150 до 200 тыс. человек. Поэтому выкуп пленных с конца XVI в. стал социальным долгом всех россиян. Этот вопрос впервые был поставлен на Стоглавом соборе в 1551 г. В главе «О искуплении пленных» определен их выкуп за счет казны, затраты которой ежегодно должны быть раскинуты «на сохи по всей земле».

С развитием структур управления государства возникают учреждения, берущие на себя функции посредника между княжеской властью и действиями, направленными на помощь и поддержку нуждающихся. Например, организация Полотняночного приказа в 1668 г. стала ведущей системой объединения гражданских институтов, оказывающих помощь и защиту, формой контроля за церковной деятельностью.

К концу XVII в. происходит переориентация в государственной социальной политике. Соборное уложение 1649 г., проводя политику секуляризации церковной власти, ориентируется на новую модель социальной поддержки - вводит в эту систему светские тенденции и элементы. Но, как следует из более поздних документов, политические и другие события второй половины XVI в. - начала XVII в. не позволили реализовать все принятые решения.

В XVII веке идея расширения государственной благотворительности нашла отражение в целом ряде установлений, среди которых особенно значимым является специальный указ царя Федора Алексеевича (1676-1682). Согласно указу от 13.02.1682 г. Стоглавый собор принял «приговор» выявить «странных и больных» в Москве, содержать их в богадельнях «со всяким довольством от его государевой казны», «в градах учинить пристанища нищим», а нищенствующих ленивцев «приставить к работе».

Новый цикл укрепления социальной защиты в России начинается с реформаторской деятельности Петра I. Необходимость преобразований диктовалась обнищанием и массовыми выступлениями народа, что заставило господствующий класс провести реформы, чтобы сохранить и упрочить свое господство.

IV цикл (XVIII - ХХвв.) характеризуется рассветом технологий социальной работы.

В этот период совершенствуются социальные технологии в системе помощи населению. Базовой основой технологий социальной работы является государственная система, но при этом развиваются общественные, частные основы социальной помощи. Здесь можно выделить два подцикла в развитии социальной работы:

а) с XVIII веке до середины XIX века - начало становления профессиональной, государственной системы помощи нуждающимся;

б) с середины XIX века до конца XX века - циклические перепады в развитии социальной работы: от первенства благотворительных форм помощи до отрицания частных форм помощи (советский период в России) и институциализации системы социальной работы (постсоветский период в России с ноября 1991 года).

В период царствования Петра I стала активно формироваться государственная политика, направленная на оказание материальной и другой помощи нуждающимся, создание сети светских социальных учреждений, учет «просящих милостыню и вспоможение» с целью их разделения на категории, развертывание борьбы с лженищенством, упорядочение церковной и частной благотворительности и т. д.

Xотя в этот период был заложен фундамент системы социального обеспечения и сделан значительный шаг вперед в повышении роли государства в организации призрения, до создания целостной государственной системы социального обеспечения было еще очень далеко.

После принятия 8 июня 1701 г. Указа Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» начинают формироваться государственные институты социальной помощи индивидам, законодательно-нормативная база которых разрабатывалась в течение более чем 300-летней истории России.

В середине XIX в. состояние системы социальной помощи нуждающимся совершенно не отвечало требованиям времени. Что касается общественного призрения, то еще с эпохи Петра I, отдававшего приоритет государственным социальным учреждениям, оно развивалось в трудных условиях. В царствование Екатерины II и Александра I деятельность благотворительных объединений оживилась. Однако их работу и развитие тормозили господство административно-командной системы управления и всесилие бюрократии. Лишь после либеральных реформ 1860-х гг. начался активный рост общественной благотворительности. В относительно короткое время в России сложилась довольно широкая и многопрофильная сеть частных и сословных благотворительных обществ и учреждений.

Намечаются новые тенденции в развитии российской благотворительности: децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, рациональный подход к формам и методам предупреждения обнищания людей. Земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи на городское и земское (сельское) общественное самоуправление. В функции дум и управ земских органов входили попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства, устройство и заведывание благотворительными и лечебными заведениями, участие в мероприятиях по охране народного здоровья, развитию средств врачебной помощи, попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода полезных учреждений.

К концу XIX в. насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, которые условно можно было разделить на две группы:

1) учреждения, имеющие специальное благотворительное назначение, - Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и Попечительство о домах трудолюбия и работных домах;

2) официальные структуры - Ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.

В период правления Николая II Россия была сельскохозяйственной страной, где городские жители составляли лишь 9 % от общего количества населения, в то время как в странах Европы (например, во Франции) уже в середине XIX в. в городах проживало 25 % населения, в Германии - более 30 %, а в Англии к началу XX в. число горожан составило 77 %.

После крушения российского самодержавия Временное правительство предприняло попытку реформировать прежнюю модель социальной помощи нуждающимся. Термин «социальная помощь» появился на страницах российской периодической печати именно в это время. В мае 1917 г. Постановлением Временного правительства было образовано новое для России ведомство - Министерство государственного призрения. Эта мера была обусловлена тяжелым материальным положением основной массы населения России, вызванным продолжающейся войной, экономической разрухой, политическим хаосом и растущим в связи с этим количеством граждан, нуждавшихся в призрении.

В 1917-1918 гг. в России было принято специальное «Постановление об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам и о передаче их дел и денежных сумм исполнительному комитету увечных воинов». Отказавшись от благотворительности как одной из форм помощи, новое правительство России основной акцент сделало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.

Октябрь 1917 г. открывает новый этап в развитии социальной помощи в России: главным и определяющим субъектом в разработке социальной политики и оказании социальной помощи и поддержки нуждающимся становится государство. Проводится в жизнь социальная политика, направленная на поддержку и помощь слабым и больным, инвалидам и престарелым, женщинам и детям и предусматривающая охват большинства категорий трудящихся, универсальность, государственные гарантии.

В 1917-1918 гг. был принят ряд важных законодательных актов. Первая Конституция РСФСР (июль 1918) продекларировала строительство социально справедливого общества, обеспечивающего социальные гарантии трудящимся на основе искоренения эксплуатации человека человеком; декреты ЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни» и от 31 октября 1918 г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся» предусматривали бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливали пенсии по старости и пособия по безработице.

В период «военного коммунизма» и гражданской войны социальное страхование в России фактически не существовало. В эти годы главной задачей являлось обеспечение всем необходимым военного контингента независимо от его социальной принадлежности. Социальное страхование стало восстанавливаться лишь в 1921 г., когда был взят курс на реализацию новой экономической политики, в связи с чем возник вопрос о дифференцированном подходе к социальному обеспечению различных групп населения.

Постепенно вместо прежней, единой для всех граждан системы государственного социального обеспечения сложились следующие ее формы: а) социальное страхование рабочих и служащих; б) государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих (красноармейцев); в) обеспечение крестьян (колхозников) в порядке взаимопомощи.

В 1927 г. в СССР впервые были введены государственные пенсии по старости. К 1929 г. советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся при всех видах потери трудоспособности и впервые в мире - при безработице за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. В начале 1930-х гг. пенсионное обеспечение по старости практически охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства.

Роль крестьянских комитетов (кресткомов) заключалась не только в организации социальной помощи крестьянскому населению, но и в развитии у него коллективизма путем организации общественных запашек, поддержки кооперации и т. д. Многие кресткомы в экстренном порядке (голод в России 1921-1922 гг.) были задействованы в качестве вспомогательных органов комиссий, оказывающих помощь голодающим (Помгол) и исполкомов Советов (в частности, для борьбы с голодом в России в 1921-1922 гг.).

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. право на социальное обеспечение, в том числе и на социальное обслуживание, распространяется на всех граждан страны. Оно включает в себя организацию материально-бытового, культурно-бытового, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания всего населения в целом, и в особенности пенсионеров. В числе гарантий права на материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности предусматривалось развитие пенсионного обеспечения рабочих и служащих за счет государства, оказание бесплатной медицинской помощи, предоставление широкой сети санаториев, курортов, домов отдыха. Кроме того, органы социального обеспечения проводят большую работу по организации специальных видов обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов, трудовому и бытовому их устройству, протезированию и т. д.

После окончания Второй мировой войны начинается интенсивное развитие народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, создание сети детских садов и яслей. Вводятся пособия матерям и стипендии учащимся. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. особое внимание уделялось развитию общественного фонда потребления, почти 50 % средств которого расходовалось на удовлетворение социальных потребностей, около 40 % - на материальное обеспечение нетрудоспособных, 10 % - на оплату отпусков. В это же время была создана система пенсионного обеспечения.

Согласно Конституции СССР 1977 г. была образована государственно-административная модель оказания социальных услуг с жестко централизованными методами решения проблем пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны. Государство взяло на себя функцию гаранта прав нетрудоспособного гражданина, предоставляя ему необходимые средства к жизни и соответствующее социальное обслуживание.

К 1988 г. советское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса, произошли падение авторитета государства и партии, обострение социальной напряженности, дестабилизация экономики, снижение уровня и качества жизни народа.

В этот период появился термин «социальная защищенность личности», декларируемая в основном как желаемый результат, цель деятельности органов государственной власти и управления.

По решению XIX партконференции, в 1989 г. Государственный Комитет СССР по труду и социальным вопросам совместно с комитетами и комиссиями Верховного Совета СССР и ВЦСПС приступил к разработке системы социальной защиты населения. Исходя из предложенной концепции, социальная защита населения осуществлялась органами государственной власти и управления, трудовыми коллективами, общественными организациями.

При всех недостатках и критике системы социального обеспечения, сложившейся в СССР, это была, безусловно, целостная, логично построенная, основанная на принципах всеобщности и универсализма государственная система. Справедливо утверждать, что эта система не предоставляла пенсионерам и инвалидам достаточно высокого уровня обеспечения, однако отношение средней и максимальной пенсии к средней и максимальной заработной плате было значительно лучше, чем в современный период, т. е. они не так резко различались. Кроме того, эта система имела устойчивую, подконтрольную правительству, жестко управляемую структуру государственных органов, осуществляющих функции социального обеспечения населения.

Сегодня в России весьма острой является проблема социальной защиты как феномена цивилизованного общества. В Российской Федерации система социальной работы начала формироваться с 1991 г., когда была официально введена новая профессия «специалист социальной работы» и новая специальность «социальная работа». До этого времени функции данной категории специалистов выполняли представители других профессий, представители сферы образования, здравоохранения, культуры, органов милиции и др.

В постсоветской России 27 октября 2000 г. вышел Указ Президента РФ об установлении Дня социального работника, который отмечается каждый год 8 июня.

Придание новой профессии официального статуса юридически оформило накопленный в России за многие столетия опыт. Предпосылками социальной работы являются благотворительность, попечительство, совместный труд, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом, милосердием, самобытностью.

V цикл (2000-2011 гг.) отличается инновационностью технологий социальной работы.

Вероятным представляется возрождение России посредством совершенствования социальной сферы, всемерной социальной защищенности и повышения уверенности населения в настоящем и будущем своем развитии на основе высшего уровня технологий, используемых в производстве и социальной сфере.

По мнению социолога И.В. Бестужева-Лады, если XIX в. можно назвать веком крестьян, XX в. - веком рабочих, то XXI в. станет веком социального работника: технология социальной работы естественным образом решает проблемы бытия индивида, ибо социальные потребности относятся к категории естественных и их необходимо усвоить с определенной степенью упорядоченности, рациональности в виде некоторых стандартов, норм и ценностей.