logo search
Берлинский кризис

Глава I. Берлинский кризис 1948 - 1949 гг.

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте--апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организа-ции поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предостав-лении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Со-рвалась и попытка проведения совещания представителей всех гер-манских земель, посвященного выработке единой стратегии восста-новительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД, состоявшаяся в ноябре--декабре 1947 г., завершилась также безрезуль-татно, даже без согласования места и времени следующей встречи.

Помимо жесткой позиции СССР в выплате репараций, обостре-ние германского вопроса было связано с изменением внешнеполи-тического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало от-крытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отра-зилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и раз-вития Европы» (план Маршалла). Принятый в июне 1947 г. и рас-смотренный на Парижской конференции в июле 1947 г., этот план был утвержден в качестве закона США в апреле 1948 г. Первона-чально ни Германия в целом, ни ее западные зоны не рассматрива-лись в качестве участника программы экономической помощи. Ситуация изменилась в 1948 г.В январе 1948 г. на совещании министров Бизоний было принято решение о проведении комплекса мер по подготовке экономичес-кой реформы в этих землях. Создавались верховный суд и цент-ральный банк, расширялись функции Экономического совета и цент-ральных управлений; объединенных в директорат. Был, достигнут компромисс, с французским правительством. После передачи под французское управление Саарской области в залог репарационных выплат Франция согласилась на присоединение своей оккупаци-онной зоны к англо-американской. В феврале 1948 г. была образо-вана Тризония. Саар же находился под контролем Франции до воз-вращения в состав ФРГ в 1957 г. по итогам референдума 1955 г. В феврале--июне 1948 г. состоялось два раунда Лондонской кон-ференции по германскому вопросу, на которой впервые не было со-ветской делегации, но зато участвовали представители Бельгии, Гол-ландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового германского государства. В тот же период американская админист-рация приняла решение о распространении плана Маршалла на за-падные оккупационные зоны Германии. В соглашении по этому поводу оговаривалось, что возрождение экономики Западной Гер-мания является частью плана европейского развития на принци-пах индивидуальной свободы, свободных учреждений, построении «здоровых экономических условий, прочных международных свя-зей, обеспечения финансовой стабильности. Обеспечивались условия контроля американских специальных органов над ходом эко-номической реформы, снятие таможенных ограничений немецко-го рынка, продолжение политики демонополизации. За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия). Но поскольку часть германской продукции сразу на-чала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помо-щи -- в общей сложности около 10 % (6,7 млрд. марок).

Ключевой проблемой для развертывания экономической реформы в Гер-мании являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных послед-ствий гиперинфляции. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945 под редак-й Е.Ф. Языкова 2005.- С.65. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хо-зяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхард подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от ог-ромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию про-изводства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополни-тельных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потре-бительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зо-нах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые мероп-риятия готовились лишь в пределах Тризонии.

Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официаль-ное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарокза одну,
новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок
по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой
суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдава-лось еще 20 %, затем -- 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончатель-ная квота обмена составила 100 рейх-с марок за 6,5 немецких марок. Пенсии,
заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые
государственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная
денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило
«черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законо-дательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный кон-троль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «умест-ных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную при-быль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обес-печения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государствен-ного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве то-варов и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры).

Подобный экономический меха-низм рассматривался Эрхардом как «социальное рыночной хозяйство», отве-чающее в равной степени интересам общества и личности. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. М.В. Пономарев. М.2007.-С.212.

Успешная экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии. Несмотря на наличие сведений о подго-товке обмена денежных купюр в западных зонах (западные губернаторы офи-циально известили советскую сторону о предстоящей реформе только за два дня до ее проведения, но оперативные данные позволяли проследить весь ход подготовки) СВАГ не предприняла каких-либо мер, предупреждающих появ-ление в Восточной Германии массы обесцененных старых марок, способной подорвать потребительский рынок. Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением ос-тавался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Эта акция носила в большей степени политический характер. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность при-тока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята. Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на запад-ные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. Итог акции оказался обратным.

Для спасения населения Западного Берлина США организовали "воздуш-ный мост. В течение последующих 324 дней с интервалом в несколько минут транспортные самолеты приземлялись на посадочную полосу аэродрома Темпельхоф. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответ-ной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четы-рехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина. Но ре-ализация ее затянулась по техническим причинам, а по мере оформления за-падногерманской государственности оказалась невозможной.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдесхайме состоялось совещание министров-президентов западных зе-мель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники сове-щания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратиз-ме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Пар-ламентский совет, получивший полномочия по разработке Основ-ного закона западногерманского государства как временной кон-ституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии.

В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разрабо-танный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней полити-кой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными ак-тивами, системой безопасности, а также конституционный конт-роль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон Федеративной Республики Германии, одобренный военными губер-наторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу меж-союзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ. Преобразо-вание института военных губернаторов в институт Верховных ко-миссаров западных держав в Германии 20 июня закрепило предос-тавление Западной Германии ограниченного суверенитета.

Одновременно происходило и становление восточногерманско-го государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функциониро-вать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыва-нию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референ-дума во всех немецких землях по поводу принятия закона о един-стве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конститу-ции восточногерманского государства. Такой проект был подготов-лен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29-- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократиче-ской Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная па-лата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился. Последняя Парижская сессия СМИД, работавшая в мае--июне 1949 г., не предотвратила этот процесс. Германский воп-рос превратился в одну из наиболее сложных международных про-блем послевоенной истории.