1.2.5 Отношение к источнику и выводы
“Русская трагедия” - это последняя книга А.А. Зиновьева. Она наполнена ностальгией по советским временам, когда существовала самая высокая в мире “вертикальная динамика населения” из нижних слоев в верхние. Именно эти люди образовывали особый человеческий фундамент советского общества с высоким уровнем самосознания советского человека. Особенностью этой книги является то, что автор не предлагает читателю простой обмен мнениями посредством диалога или дискуссии. Автор делает однозначные выводы по всем спорным вопросам современности, подводя итоги не только новой истории, но и своей собственной жизни: “В условиях советской несвободы я был фактически свободе, а сейчас в условиях якобы свободы, я абсолютно несвободен и незащищен” [2].
Идеология, по мнению автора, как и религия, есть ложное, извращенное отражение реальности. Такого же мнения придерживались Наполеон и К. Маркс - основоположник новой нерелигиозной идеологии коммунизма, которая в последствии стремилась стать политической наукой: “Наука для избранных, идеология - для всех”. Любая идеализация есть одна из форм фальсификации, так как ее внешние признаки отвлекают от внутренней сущности. Важно отметить, что и христианство, и марксизм начинались как секты, насильственно превращаясь в мировую религию и идеологию. На самом деле, на поверхности “эволюционного потока”, людей объединяют не идеи, а жизненные обстоятельства, которые можно кристаллизовать в общие идеи. Чем дальше люди и их идеи находятся от границ этого потока, тем они ближе к исторической гибели. На самом деле, в процессе социальной эволюции определяющую роль играет сознательно-волевая деятельность людей, которые, используя опыт прошлого в настоящем, постоянно формируют будущее.
Главной задачей власти является трансформация идеологии в массовое социальное поведение. Религия есть разновидность идеологии. Идеология, в свою очередь, декларирует себя как науку: христианство-коммунизм - либерализм - все это идеология. Однако, в отличие от религии, идеология все же ориентируется на реальность. Она апеллирует к разуму, а не к чувствам и слепой вере людей в некие, никем недоказанные истины. Поэтому, когда это становится выгодным, от идеологии легко отказываются.
Идеология ставит общую цель, независимо от вероятности ее достижения. Она призвана играть организующую роль и указывать стратегическое направление движения к цели. Идеология - это мечта, которая сглаживает неприятности реальной жизни. Она играет роль идеала, к которому нужно стремиться. Здесь важен факт его существования. Власть должна содержать Учение в состоянии актуальности, пополнять старые догмы новыми примерами, воспитывать и вовлекать массы в идеологические действия. На самом деле, через потоки идеологической информации организуется оглупление населения. Идеология исходит из ложной предпосылки того, что человек есть “совокупность общественных отношений, поэтому из любого человека можно воспитать идеального гражданина”. Практика этого не подтвердила, потому что “природные качества человека и качества, выработанные опытом жизни оказались сильнее искусственно придуманных и прививаемых” [2].
Таким образом, правдивое отражение жизни, по-видимому, больше никого уже не интересует. Рассуждая абстрактно, возможно все, но реально возможно немногое. “Кремлевские мечтатели” пытались абстрактную возможность сделать реальностью, что является невозможным. Поэтому рано или поздно, наступает разочарование и поиск виновников - сочинителей утопий, их носителей и реализаторов. Кроме того, становление любой новой власти с ее новой идеологией всегда сопровождается размахом преступности во всех сферах, во всех регионах и на всех уровнях. В таких исторических условиях никакая власть не может установить в стране порядок без “массовых репрессий”. Отсюда так называемые “сталинские репрессии”, которые отражали стремление народа помешать партийной бюрократии превратиться в нового господина. По мнению автора, казнь царской семьи была священной местью за все то зло, какое причинила романовская монархия русскому народу за столетия своего правления. Это был акт самозащиты новой власти и самого общества. Однако, следует признать, что сам процесс “самосохранения” сопровождался злоупотреблениями и ошибками. Участвую в репрессиях, народ невольно вовлекался в процесс государственного управления посредством принятие решений типа “смерть врагам народа” и “да здравствует мир во всем мире”.
Список использованных источников
Основная и дополнительная литература
1. Бабосов Е.М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты [Текст]. - Изд 2-е. - Минск, 2009.
2. Зиновьев А.А. “Русская трагедия”. М.: Алгоритм, 2006.
3. Мискевич, А.Б. Основы политологии [Текст]: учебное пособие. - Минск, 2007.
4. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства [Текст]. - Минск, 2007.
Программное обеспечение и интернет - ресурсы
5. http://croquis.ru/3664.html
6. http://log-in.ru/books/3841/
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зиновьев,_Александр_Александрович
8. http://www.president.gov.by
9. http://zinoviev.info/wps/archives/288