logo search
Белорусская идея. Анализ источника А. Зиновьева "Русская трагедия. Гибель утопии"

1.1 Специфика белорусской идеи

идеология национальный государственность постсоветский

Вопрос о белорусской нац. культуре, о необходимости и важности ее развития ни у кого не вызывает сомнений. В формальном смысле это бесспорно. Спорное начинается тогда, когда речь заходит о конкретном содержании понятия «национальное развитие».

Белоруссия же входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием «Русская идея». Хотим мы этого или нет, но реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было русским, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет [1].

При практическом решении вопроса о политической, экономической и культурной ориентации современной Беларуси: на Запад (Европу) или на Восток (Россию) многое зависит сегодня не столько от исторического прошлого и исторических традиций, сколько от конкретной расстановки в стране политических сил, от того, кто стоит у государственного штурвала Республики Беларусь. Но не меньшее значение имеет выяснение наиболее характерных признаков Русской цивилизации, которые одновременно являются сущностными определениями национального самосознания белорусского народа. Перечислим их.

С точки зрения исторической Русская цивилизация представляет собой особый тип цивилизации, неразрывно связывающий тысячелетнюю традицию Киевской Руси с настоящим временем.

С точки зрения мировоззренческой Русская цивилизация является выразителем культурной и нравственной традиции, основополагающие ценности которой лучше всего назвать ценностями трудового человека.

С точки зрения национальной Русская цивилизация есть многоаспектная этническая общность, в основе которой лежит национальное ядро белорусов, великороссов и украинцев.

С точки зрения экономической Русская цивилизация есть самобытный хозяйственный организм, принципиально отличающийся по законам своей жизнедеятельности от западной модели свободного предпринимательства.

С точки зрения геополитической Русская цивилизация есть стержень и главная опора евразийского континента, интересы которого противостоят агрессивным установкам западной цивилизации или так называемого «Атлантического Большого Пространства» [4].

Нетрудно заметить, что сущность Русской цивилизации не в той особой святости, а, если можно так выразиться, в трудовом принципе человеческой жизни. Не только частная собственность на средства производства, являющаяся краеугольным камнем Западной цивилизации, но и личная трудовая деятельность, традиционные ценности крестьянской общины - взаимопомощь, трудовой демократизм, трудолюбие и т.п. - составляют ее «ценностную шкалу».

То же самое можно сказать и культурной традиции в понимании места и роли человека в государстве и обществе. В Русской цивилизации человек, его права и свободы исторически рассматриваются главным образом в контексте деятельности, которая была связана с укреплением силы государства. Цивилизационными особенностями восточноевропейского, славянского населения являются соборность, общинность, коллективизм, которые прочно вошли в сознание славянских народов, в традиции дохристианской и христианской культуры. В этом, пожалуй, одно из существенных отличий Русской цивилизации от Западной.

И еще - духовность. Разве не ясно, что, если мы ее не сохраним, все остальное рухнет само собой. Это прекрасно понимают наши недоброжелатели, и потому, используя все средства информационного воздействия, пытаются насаждать в умах и сердцах наших людей культ стяжательства, индивидуализма и эгоизма, насилия.

В ответ и в России, и в Белоруссии зреет движение духовного сопротивления, опирающегося на традиции, на наследие великих славяно-русских философов и мыслителей. Развивается общая национальная идея, способная не только противостоять внешнему воздействию, но и обеспечить поступательное движение нашей цивилизации. Вера, Отечество, общинность и соборность, отношение к труду, национальная и религиозная терпимость, обостренное чувство справедливости, готовность помочь слабому и защитить униженного, сострадать убогому, жертвенность - вот те ориентиры, которых мы должны придерживаться [5].

Запад, как известно, уже давно ведет настоящую тотальную информационно-психологическую войну против Православия, против общерусского мировоззрения наших народов. Изнутри Православную церковь пытаются подорвать внедрением экуменических, модернистских, еретических и раскольнических воззрений. Извне довлеют оккультно-мистические и психомагические формы воздействия на сознание человека. По своим результатам, к примеру, методы современного психоанализа и психотерапии, настойчиво популяризируемые современными «богословами» и внедряемые даже во внутрицерковный обиход, в сущности ничем не отличаются от оккультно-мистических. Ведь и те, и другие базируются на откровенном антихристианстве.

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни - русский человек, а Белоруссия, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. Выдвижение же на первый план узконациональных проблем Запад использует, повторяем, для закрепления политической раздробленности славянского мира, что в конечном итоге может привести к закабалению наших народов. Таким образом, рассуждения «национально-сознательной» интеллигенции о некоей автономной «белорусской идее» на практике оказывают плохую услугу белорусскому народу и белорусской государственности.

Националистический миф об особой, якобы самобытной «белорусской идее» неизбежно ведет к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к неизбежному отрыву Белоруссии от своих общерусских корней. Это противоестественно. Несмотря на все трудности и сложности, мы должны вместе идти по нашей общей русской дороге, проложенной нашими предками, - только так может плодотворно развиваться белорусская национальность и белорусская государственность. Иного попросту не дано.государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее».

Это конкретное широкое «сообщество», в которое входила и Англия, философ называет «Западом», «западным миром» или «западным обществом». Следовательно, по Тойнби, нет ни английской, ни французской, ни немецкой «идеи», а есть общая для всех этих государств и наций Западная идея [8].

То, что Белоруссия никогда не входила в ареал «западного мира», -- общеисторический факт. Если мы обратимся к тому же Тойнби, то увидим, что пространственные границы «западного общества» он очерчивает Западной Европой, включая в нее США и Канаду. Белоруссия же входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием «Русская идея». Хотим мы этого или нет, но реальное пространственное и временнoе поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было русским, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет.

До настоящего времени при решении вопроса о том, к какой именно цивилизации, Восточной или Западной, относится Беларусь, не всегда учитываются ее особенности в мировом цивилизационном развитии. В силу своего геополитического положения Беларусь оказалась именно тем регионом, на территории которого в конце XIV--начале XV века столкнулись два культурно-исторических цивилизационных потока: византийско-русский (восточный) и западный (римско-католический). Столкновение вовсе не случайное -- неподалеку от Минска находится географический центр Европы.

Столкновение этих двух цивилизационных потоков нашло свое выражение в своеобразном переплетении и относительно мирном сосуществовании в Беларуси двух экономических, культурных, этнических, конфессиональных направлений. Это оказало большое влияние на весь ход ее исторического развития, вызвав существенные социокультурные и этнические изменения в прошлом. Изменения эти проявляются и в настоящее время, в частности, при решении вопроса о политической, экономической и культурной ориентации современной Беларуси: на Запад (Европу) или на Восток (Россию).

При практическом решении вопроса о политической, экономической и культурной ориентации современной Беларуси: на Запад (Европу) или на Восток (Россию) многое зависит сегодня не столько от исторического прошлого и исторических традиций, сколько от конкретной расстановки в стране политических сил, от того, кто стоит у государственного штурвала Республики Беларусь. Но не меньшее значение имеет выяснение наиболее характерных признаков Русской цивилизации, которые одновременно являются сущностными определениями национального самосознания белорусского народа. Перечислим их.

С точки зрения исторической Русская цивилизация представляет собой особый тип цивилизации, неразрывно связывающий тысячелетнюю традицию Киевской Руси с настоящим временем.

С точки зрения мировоззренческой Русская цивилизация является выразителем культурной и нравственной традиции, основополагающие ценности которой лучше всего назвать ценностями трудового человека.

С точки зрения национальной Русская цивилизация есть многоаспектная этническая общность, в основе которой лежит национальное ядро белорусов, великороссов и украинцев.

С точки зрения экономической Русская цивилизация есть самобытный хозяйственный организм, принципиально отличающийся по законам своей жизнедеятельности от западной модели свободного предпринимательства.

С точки зрения геополитической Русская цивилизация есть стержень и главная опора евразийского континента, интересы которого противостоят агрессивным установкам западной цивилизации или так называемого «Атлантического Большого Пространства» [5].

Нетрудно заметить, что сущность Русской цивилизации не в той особой святости, а, если можно так выразиться, в трудовом принципе человеческой жизни. Не только частная собственность на средства производства, являющаяся краеугольным камнем Западной цивилизации, но и личная трудовая деятельность, традиционные ценности крестьянской общины - взаимопомощь, трудовой демократизм, трудолюбие и т.п. - составляют ее «ценностную шкалу».

То же самое можно сказать и культурной традиции в понимании места и роли человека в государстве и обществе. В Русской цивилизации человек, его права и свободы исторически рассматриваются главным образом в контексте деятельности, которая была связана с укреплением силы государства. Цивилизационными особенностями восточноевропейского, славянского населения являются соборность, общинность, коллективизм, которые прочно вошли в сознание славянских народов, в традиции дохристианской и христианской культуры. В этом, пожалуй, одно из существенных отличий Русской цивилизации от Западной.

И еще - духовность. Разве не ясно, что, если мы ее не сохраним, все остальное рухнет само собой. Это прекрасно понимают наши недоброжелатели, и потому, используя все средства информационного воздействия, пытаются насаждать в умах и сердцах наших людей культ стяжательства, индивидуализма и эгоизма, насилия.

В ответ и в России, и в Белоруссии зреет движение духовного сопротивления, опирающегося на традиции, на наследие великих славяно-русских философов и мыслителей. Развивается общая национальная идея, способная не только противостоять внешнему воздействию, но и обеспечить поступательное движение нашей цивилизации. Вера, Отечество, общинность и соборность, отношение к труду, национальная и религиозная терпимость, обостренное чувство справедливости, готовность помочь слабому и защитить униженного, сострадать убогому, жертвенность - вот те ориентиры, которых мы должны придерживаться.