logo search
Анархизм и его особенности

1. Политико-правовая идеология анархизма

В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство -- централизованную иерархию чиновников и военных -- анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся.

Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX века был Пьер Жозеф Прудон (1809--1865 гг.). Известность Прудону принесла его книга "Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти", опубликованная в Париже. "Хотя я большой приверженец порядка, -- писал Прудон в этой книге, -- тем не менее я в полном смысле слова анархист". Под анархией понимались упразднение всех форм угнетения человека, замена "политической конституции", выгодной только господствующему меньшинству, "социальной конституцией", соответствующей справедливости и природе человека.

Сущность социальной революции XIX века Прудон видел в глубоком экономическом перевороте. В ряде работ он различал две стадии развития социалистических теорий -- "утопическую" и "научную". Социализм становится научным, опираясь на экономическое обоснование. Это обоснование Прудон стремился построить на категориях политэкономии, социологии и гегелевской философии.

Немалое влияние на развитие анархизма оказала книга "Единственный и его собственность" ("Единственный и его достояние"), опубликованная в 1844 г. под псевдонимом Макс Штирнер (автор -- Каспар Шмидт). Автор книги подверг основательной критической проверке идеи, отношения, учреждения, навязанные людям обществом, церковью, государством. Вся жизнь -- борьба за самоутверждение личности, самобытное проявление своего "Я".

Существующие и существовавшие философии стремятся подчинить человека окружающему миру во имя той или иной надуманной идеи. То же относится к понятиям "бог", "общество" -- за ними не стоит ничего реального, но вера в бога создала церковь, а вера в общество -- государство. "Государство всегда имеет лишь одну цель -- ограничивать, связывать человека, делать его подчиненным чему-то общему. Государство -- убийца и враг самобытности, -- писал Штирнер. -- Мы -- государство и я -- враги". То же относится к праву, даже к индивидуальным правам личности, ибо "всякое существующее право -- чужое право, право, которое мне дают, распространяют на меня". Единственная реальность -- это конкретное, неповторимое "Я", "Единственный", и то, что произведено его трудом (собственность или достояние "Единственного").

С Прудоном Штирнера сближают также критика буржуазии, неприятие государственного коммунизма, сочувственное отношение к пролетариату, отрицание церкви, государства и права, осуждение эксплуатации человека человеком. Поэтому в общем контексте социальной и политико-правовой идеологии середины XIX века книга Штирнера способствовала распространению идей не только анархизма, но и социализма. Социалистическое движение стран Европы в середине XIX века развивалось под сильным влиянием идей Прудона. Прудонисты составляли большую часть делегатов на первых трех конгрессах Международного Товарищества Рабочих. Их усилиями были приняты резолюции об организации "Народного банка", о бесплатном кредите и ряд других. Они, однако, остались в меньшинстве при голосовании против резолюций, признающих политическую борьбу средством экономического освобождения трудящихся, значение общедемократических свобод в той же борьбе, резолюций о профессиональных союзах и рабочем законодательстве. Раскол среди прудонистов при обсуждении вопроса о коллективной собственности на землю ослабил их участие в работе Международного Товарищества Рабочих.