logo search
Анализ социально-политических идей М.М. Сперанского

2.3 Подход Сперанского к решению проблемы политических и гражданских прав в России

Анализ развития российской государственности показывает, что в течение столетий государство реализовывало не национальные, а наднациональные проекты. Начиная с московского и до имперского периодов государство принимало вселенские, мессианские роли спасения, причем не своего народа, а человечества. От одного исторического этапа к другому перестраивалась, обновлялась мессианская государственность, но не нация. В ущерб абсолютистской державности была проведена лишь реформа 1861 г., нацеленная сформировать нового субъекта империи уже не в виде дворянства, а просвещенной интеллигенции и свободного народа, однако и она была половинчатой.

На этом фоне реформы Сперанского представляются выделяющимся в отечественной истории примером одной из первых глубоко проработанных и значительных попыток внедрения начал гражданственности и прав человека в условиях самодержавно-крепостного режима История политический и правовых учений / Под ред. Б.Н. Краснова. М.: Новый юрист, 1999. С.154.

Сперанский проектировал такие преобразования социально-политического порядка, устройства государства, которые задавали импульс становлению нормального гражданского общества, с равными правами для всех граждан.

Сперанский выступал за постепенное ограничение прав дворянства путем установления права первородства и введения законов, которые уничтожат классовое различие. Должны остаться только «различия мест и должностей». «Дворянин будет носить имя и, если угодно ему, будет им и гордиться. Но правами, ему равными, будет пользоваться вся Россия». Сперанский настаивал на уничтожении привилегии дворян владеть крепостными, крепостного права. На пути к его уничтожению он выделял два этапа: на первом крестьяне должны перейти из личной крепостной зависимости в «приписные», помещик же будет вправе требовать лишь ограниченного набора повинностей; на втором крестьяне должны получить право свободного перехода от одного помещика к другому. Необходимо учитывать, что Сперанский достаточно осторожно высказывал идеи, принципы и правила, которые были предназначены для создания доктрины реформ российского государства и права. Философия реформ Сперанского не была результатом поверхностным заимствования зарубежного опыта, переписыванием европейских конституций, а была продуманным стратегически и тактически планом постепенного внедрения начал конституционализма и гражданства .

Источниками информации о взглядах Сперанского на проблему помещичьих крестьян являются, прежде всего, два проекта реформ государственных органов и законодательства. Первый обширный трактат Сперанского о пути государственной реформы в России - «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» - был составлен в 1803 г. во время его службы в Министерстве внутренних дел под руководством графа В.П. Кочубея; «Введение к Уложению государственных законов», в котором изложена программа конституционных преобразований, создано в 1809 г. Сперанский участвовал в разработке предложений по изменению положения крепостных в 1808 -1812 гг. В этот период он курировал составление проектов Гражданского уложения и Устава гражданского судопроизводства, в которых не было места для крепостного права. В архиве Сперанского сохранились многочисленные документы, посвященные тому, «каким образом доставить вольность и недвижимую собственность крестьянам». Проблема крепостничества неоднократно возникала в докладных записках, официальной и частной переписке Сперанского Степанов М.М. История политических и правовых учений. М.: Юристъ, 2003..

В 1826 -- начале 1830 гг. Николаем I были предприняты некоторые организационные меры для подготовки проектов реформ. Был создан Комитет 6 декабря 1826 г. для анализа состояния государственного управления. Именно в этой связи Сперанский обратился к своей «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» 1803 г. Документы Комитета 6 декабря 1826 г. непосредственно затрагивали земельный вопрос.

В докладе Николаю I от 31 августа 1827 г. говорилось о необходимости изучить и изложить подробно всю историю правового регулирования крепостничества для того, чтобы иметь возможность принять необходимое решение. Данная задача была выполнена в обширной статье «Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и состояния крестьян». В личном фонде Сперанского хранится ее писарская копия, датированная 3 октября 1836 г. Статья стала итогом размышлений над проблемой рабского положения земледельцев, над правовой основой грядущего освобождения. Сочинение было завершено в то время, когда автор читал курс лекций по теории права наследнику престола.

Таким образом, на протяжении всей своей государственной деятельности Сперанский не раз возвращался к проблеме крепостного права.

В России, как и в Европе, правовое положение крестьян имело два сложных аспекта: личную и имущественную зависимость крестьян от землевладельцев, которая была несоразмерна обязательствам владельцев земли перед крестьянами. Для европейских реформаторов и для Сперанского ключевым принципом было единство прав и обязанностей. Как указывал Сперанский, основой общества были «свободы располагать лицом и собственностью в связи с другими»66. Эти связи нарушались крепостничеством, поскольку, согласно Г.Гегелю, раб как объект права не может иметь обязанностей, их имеет только свободный человек. Воля человека свободна, но она ограничена нравственным и государственным законом. Свобода распоряжения собой составляет суть взаимосвязи «права одного - обязанности другого», на которой основывается гражданское общество.

Крепостное состояние есть отсутствие свободной воли -- естественных прав и обязанностей человека. Противоестественность крепостничества многократно подчеркивалась И.П. Пниным, А.С. Кайсаровым и другими. Отрицание принципа крепостничества было высказано и Екатериной И. Императрица употребила такие понятия, как «раб» и «освобождение», что давало наглядную юридическую характеристику статусу крестьян.

В крепостном праве видели причину экономических трудностей и неурожаев, на что указывала Екатерина II в статье 296 своего наказа, об этом писали Малиновский в 1802 г. и Кайсаров в 1806 г. Мысль о том, что личная свобода -путь к решению земельной проблемы, была зафиксирована цесаревичем Александром Павловичем в дневнике за 1798 - 1800 гг.

Крепостное право осуждалось именно потому, что оно основывалось на силе и принуждении, тогда как насилие не может быть основой права, о чем писал Монтескье, классики европейской философской мысли Осташенко Л.С. История политико-правовых учений. М.: ИНФРА-М, 2004.368 с..

Социально-экономические реформы в Европе были основаны на принципе свободы человека в имущественных отношениях. По мнению либеральных политиков, главное в изменении сословных отношений было предоставление личной свободы и прав на имущество сельским жителям. Проблемы утраты земельного надела, отсутствия собственной земли, неразвитости арендных отношений на континенте отходили на задний план.

Принципиальная особенность русского права первой половины XIX в. состояла в том, что сам человек воспринимался как объект собственности. Изучение и опровержение этого принципа - человек как вещь - была центральной проблемой для Сперанского.