4. Становление идеологии белорусского государства на современном этапе
Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.
К концу 1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственно президенту. С этого момента реальная власть в стране начала концентрироваться вокруг Президента.
Результаты исследования показывали, что в период острого политического кризиса в общественном мнении в то время сформировались представления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работе отстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.) и партий левой ориентации - ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшего законодательного органа республики были на последнем месте.
Еще более критическим было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте - интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.
Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом - властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.
На третьем этапе социально-политических преобразований в нашей стране был принят целый ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти и управления. Стремление Президента навести порядок в обществе, а именно так расценивалась конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось за доверие Президенту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферу и может характеризоваться как период коренного реформирования всей системы власти и управления в стране.
С референдума 1996 года возникают и требуют своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиям президента, парламента и правительства в сфере законотворчества и нормотворчества. Накануне выборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий.
Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция - тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе "обречены" на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому - нынешняя Европа, где воевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного ими союза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.
- Введение
- 1. Понятие и определение идеологии как науки
- 1.1 Современное понимание идеологии
- 1.2 Основные функции и задачи идеологии
- 1.3 Структура идеологии белорусского государства
- 2. Этапы становления идеологии белорусского государства
- 2.1 Проблема формирования идеологии белорусского государства
- 2.2 Роль ВКЛ в формировании идеологии белорусского государства
- 2.3 Период Речи Посполитой
- 2.4 Беларусь в составе Российского государства
- 3. Создание белорусской национальной государственности
- 3.1 Провозглашение БНР
- 3.2 Провозглашение БССР
- 3.3 Создание СССР
- 4. Становление идеологии белорусского государства на современном этапе
- 4.1 Развитие сотрудничества с Российской Федерацией
- Заключение
- Тема I. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Идеология белорусского государства
- Идеология белорусского государства
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства