logo
Авторитаризм, султанизм и неоавторитаризм: сущности недемократического режима в Беларуси

2.2 Государственный контроль и репрессии

В отличие от султанистского и классического авторитарных режимов, белорусский недемократический режим осуществляет расширенный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества. Сущность расширенного контроля заключается в том, что государство контролирует не только политическую сферу, но также регламентирует и контролирует экономическую деятельность граждан.

Если говорить об экономике, то контроль государства распространяется не только на большие государственные предприятия, при помощи так называемой «золотой акции» (отменена в 2008 г.), но и на средний и мелкий частный бизнес. Однако, целью контроля частного бизнеса является не его ликвидация, как экономического явления, что было сделано при тоталитарном коммунстическом режиме (на 2006 год в Беларуси осуществляло деятельность 37 660 частных предприятий), а пополнение государственного бюджета дополнительными финансовыми средствами за счет наложение разного рода штрафов. Контроль осуществляется при помощи различного рода государственных надзорных служб (Комитетом Государственного Контроля, пожарными, органами санитарно-эпидемиологического надзора) по нескольку раз в год. Наличие целой системы требований, правил, указов ведения бизнеса облегчает контролирующим органам возможность оштрафовать практически любого предпринимателя. «Чрезмерные полномочия инспекторов и отсутствие понятной процедуры проведения -- наиболее серьезные проблемы при проведении проверок для бизнеса. Предпринимателю легче заплатить штраф, чем выполнить требования, так как их соблюдение зачастую приведет к убыточности бизнеса».

Также за последнее время ужесточились репрессии против представителей демократического оппозиционного движения. Однако, режим не ставит целью полное уничтожение оппозиции, но стремиться максимально ее ослабить, с тем, чтобы избежать каких-либо угроз с ее стороны для стабильности власти. Для этого используются различные методы давления на активистов оппозиции, вплоть до продолжительных тюремных заключений. Однако режим отошел от практики физического устранения лидеров оппозиции, как это было в конце 90-х годов, что, скорее всего, было связано в то время с реальной угрозой для еще слабой власти Лукашенко. Сегодняшний режим обладает прочным запасом стойкости, а оппозиция не представляет собой серьезной угрозы, и существует не по причине слабости политического режима, а потому, что режим позволяет оппозиции существовать. Также, следует учитывать фактор международного давления на белорусскую власть, с которым режим должен в той или иной мере считаться. Можно предположить, что при отсутствии последнего фактора, белорусская оппозиция, как политическое явление, перестала бы существовать Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. - М.: Весь мир, 2007. - С. 148..

На сегодняшнем этапе развития, государственная власть использует превентивные меры для устранения возможных угроз со стороны оппозиции, особенно в период выборов. Основная задача репрессионных органов (в основном КГБ), это разрушение оппозиционных структур, дискредитация представителей оппозиции, их максимальная изоляция от основной массы населения. Вместе с этим режим использует и правовые основания для преследования оппозиции.

Так, в канун президентских выборов 2006 года в срочном порядке были приняты поправки в УПК РБ, например, ст. 193-1: «незаконная организация деятельности общественного объединения, фонда либо участие в их деятельности» -- предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет; ст. 369-1: «Дискредитация Республики Беларусь», т.е. предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь или ее органы власти -- предусматривает наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

Таким образом политический режим осуществляет, при помощи отлаженного репрессивного механизма, систематический и расширенный контроль над теми сферами жизнедеятельности общества, которые могли бы в перспективе быть потенциальной угрозой для него.

Однако, вместе с тем, было бы ошибочно полагать, что устойчивость политического режима в Беларуси обеспечивается только при помощи репрессий, подавления гражданского сопротивления и «промывки мозгов» за счет идеологии и пропаганды. Опираясь исключительно только на эти механизмы, режим Лукашенко не смог бы просуществовать так долго. Стабильность всей политической системы обеспечивается благодаря деятельности всех институтов государственно-бюрократического аппарата, эффективной государственной политике, обеспечивающей достаточно высокий уровень жизни населения. Хотя, ряд белорусских политологов и аналитиков, еще в период становления белорусского режима ошибочно утверждало, что: «сформированная в стране социально-экономическая модель не способна функционировать в нормальном режиме, т.е. саморазвиваться, самонастраиваться естественным образом», и что «нынешний политический режим исторически обреченный строй, у него нет будущего. Смена такого режима является лишь вопросом времени». Тем не менее, режим Лукашенко не только устоял, но показал определенный успехи в социально-экономической политике.

Кроме того, как уже отмечалось выше, белорусский режим способен быстро реагировать на определенные экономические угрозы, концентрировать или перераспределять необходимые ресурсы, для стабилизации всей социально-экономической системы, что также свойственно авторитарным режимам. Примером такой политики, может служить реакция белорусской центральной власти на повышение цен на энергоносители, что не могло не сказаться на всей экономике Беларуси. Многие независимые и зарубежные аналитики предсказывали крах социально-экономической системе, которая развивалась, по их мнению, за счет низких цен на газ и нефть. Тем не менее, этого не произошло, режим стал искать новые формы управления экономикой, например, приступил к приватизации отдельных государственных предприятий. При этом, сохраняя государственную монополию на предприятия, которые носят стратегически важное значение для Беларуси Радугин А.А., Радугин К.А. Политология. Учеб. Пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2009. - С. 41..

Таким образом, беря во внимание структуру, функционирование политического режима в республике Беларусь, учитывая определенные специфические черты, характерные для белорусского режима в частности, этот режим можно идентифицировать как неоавторитарный политический режим. белорусский политический режим авторитаризм

Таким образом, белорусский неоавторитарный режим это особая форма организации государственной власти, с высоким уровнем мобилизационных возможностей, опирающийся на широкую социальную поддержку населения, которая стремится обеспечить контроль и управление обществом за счет использования различных средств и механизмов воздействия (информационных, идеологических, репрессионных) при сохранении политических и общественных институтов свойственных демократических государствам.