logo
Формирование политического сознания личности. Типы политического сознания

3. Типы политического сознания

В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание.

Политическая теория рассматривается в данном аспекте не с точки зрения ее роли как инструмента дальнейшего познания, а в качестве средства обоснования политики и регулятива деятельности.

Для политического субъекта значима не сама по себе теория как система знания, а разработка основ концепции политики, методологии политического анализа и оценки. Политическая концепция - суть руководящая идея, ведущий замысел, положенный в основу деятельности политических институтов. Она выступает непосредственным ориентиром политической практики. На ее базе определяется стратегия и тактика деятельности на достаточно продолжительный период времени.

Теоретическая концепция политики реализуется в программах, проектах и лозунгах партий и государственных учреждений.

Тем самым политическая теория обретает уже новую модификацию государственно-партийного сознания. Носителем государственно-партийного сознания выступают не научные общества, не ученные, а главным образом, правящая элита и идеологи, обслуживающая власть. Государственно-партийное сознание образуют политические представления, взгляды и концепции, фиксируемые в политических документах (программах, концепциях, доктринах) и непосредственно интегрированные в реальные процессы формирования политики и принятия решений. Функция государственно-партийного сознания состоит в том, чтобы убедить, а прежде всего обосновать коллективные цели и организовать массы на их осуществление. Следует отметить и тот факт, что любая политическая идея, обретая партийно-бюрократическую форму своего функционирования, обретая свою интегрированную сущность, претерпевает свое существенное изменение. Перефразируя известного русского историка В.О. Ключевского, можно сказать, что не всякая идея попадает в политический процесс. А попадая, не всегда сохраняет свой чистый первоначальный вид. Между политической теорией, идеологией и политической практикой всегда существуют определенные противоречия. Так, на определенном этапе послеоктябрьского развития нашей страны, да и других стран, бравших курс на социализм, в идеологии и политике правящей партии возникало и нарастало расхождение первоначальных теоретических определений социализма с политической практикой. В результате эти определения не были отражением реальной политической жизни, а фактическое бытие оказалось далеко не достойным того, что можно было назвать разумной российской действительностью Неизбежным следствием сложившегося противоречия стала деформация и даже фальсификация сложившейся политической теории, распространение догматизма и идеологического мифотворчества. Будучи интегрированными в партийную политику, они превратились в идеологические опоры авторитарно-бюрократической системы.

Третьим видом политического сознания является массовое политическое сознание. Массовое политическое сознание детерминируется главным образом особенностями своего носителя. В отличие от других групповых форм классового, национального, этнического, профессионального носителями массового политического сознания выступают "особые совокупности индивидов, именуемые массами". В их числе участники политических движений, аудитории средств массовой информации, субъекты массовых политических кампаний, например, электорат и другие. Существенная черта такого рода людских совокупностей - их межгрупповой характер, разрушающий границы между существующими социальными группами, их смешанный состав.

Массовое политическое сознание включает в себя фрагменты политических систем, государственно-партийного сознания, политической психологии и обыденного сознания. В нем переплетаются все элементы этих духовных образований и функционируют в виде конгломерата.

В массовом политическом сознании присутствует широкий спектр разнообразных политических представлений и взглядов: от элементов объективного знания до ложного или даже извращенного отражения действительности, от чувственных образов до абстракции, от эмпирических сведений до фрагментов теоретических концепций, от рационального до иррационального отражения, от радикалистского видения политической реальности до консервативного. Разнородность, противоречивость, бессистемность, стереотипизация суждений, формирование во многом эмоционально-психологических мотивов - таковы некоторые особенности массового политического сознания. И вот этот-то массив сознания непосредственно вплетается в политическое поведение людей и выступает в качестве его регулятора. Массовое сознание специфично для каждой страны, социальной общности и, конечно же, для конкретных результатов и этапов их развития.

В этой связи возникает закономерный вопрос, в каких формах функционирует массовое политическое сознание и при помощи каких механизмов оно реализует непосредственную свою регулятивную функцию? Таковыми являются средства массовой коммуникации и механизмы общественного мнения. Из всех средств массовой коммуникации особая роль принадлежит радио и телевидению. Их специфика заключается во всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, а также прорыве в мир бессознательного. Некоторые авторы рассматривают даже кинематограф как разоблачитель. "Не протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не всегда можно обнаружить средствами научного исследования". Не следует, однако считать, что возможности средств, открытых человеческим гением далеко безграничны и реализуются всегда на благо прогресса. Не менее часто их возможности использовались и во зло человеку.

Средства массового сознания и массовые коммуникации воздействуют на человека не прямо, а через механизмы общественного сознания. Последнее представляет собой состояние массового сознания, заключает в себе выражение членов общества к событиям и явлениям общественно-значимого характера.

По своему содержанию общественное мнение многосмысловое: оно может оценивать события, фиксировать определенную информацию о деятельности общественно-политических институтов, выражать нормативные суждения, интегрировать обращение какой-либо части общности или социальной группы ко всему политическому сообществу по поводу принятия тех или иных политических решений.

Многие годы институты общественного мнения в нашей стране фактически не функционировали. В последнее переломное для общества время положение коренным образом изменилось. Они превратились в мощнейший политический фактор. Более того, общественное мнение превратилось в действенный политический институт, чем оно уже давно является в действенных политических системах. Институты общественного мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех ее уровнях: они проводят конфиденциальные опросы действующих политических групп и группировок. Пресса заказывает проведение опросов по актуальным политическим проблемам. Утверждение институтов общественного мнения как действенного фактора политического процесса свидетельствует о превращении массового сознания в один из объектов политического руководства и специализированной стратегии и тактики.