logo
Трансформация политической системы в Республике Корея

1.1 Образование Республики Корея и принятие первой Конституции

На протяжении нескольких столетий корейский полуостров представлял собой государство, форма правления которого была абсолютная монархия, и понятие конституционализма в корейском обществе полностью отсутствовало. В 1910 году корейский полуостров был захвачен японской империей, и вплоть до 1945 года страна находилась в колониальной зависимости. Когда Япония в 1945 году потерпела поражение от США, контроль над Южной Кореей перешел к администрации США (по решению, принятом на Ялтинской и Потсдамской конференциях). В результате южная часть корейского полуострова попала под оккупацию вооруженных сил США, которые начали процесс формирования новой политической системы и демократического режима в Республике Корея.

Демократические процессы в южной части корейского полуострова начались в августе 1945 года, после освобождения армией СССР и прервались из-за оккупации Южной Кореи войсками США в сентябре 1945 года. Конституции государств Азии: сборник: отв. Ред Т.Я. Хабриева. Т 3: Дальний Восток, 2010. - С. 978

Таким образом, из-за постоянного внешнего воздействия, сначала со стороны Японии, затем со стороны США на политику Кореи, подготовительный этап, включающий зарождение соответствующей идеологии и консолидацию её носителей, практически выпал из процесса политической модернизации в Корее. Осознание необходимости социально-экономической и политической трансформации в обществе складывалось под воздействием внешнего толчка. Толстокулаков И.А. Политическая модернизация в Республике Корея (1945-1987 гг.). - Вестник ДВО РАН. № 2, 2005. - С. 50.

Подобно многим другим странам, получившим независимость после 1945 года, республика Корея избрала демократическую форму правления. Из всего многообразия политических систем, созданных человечеством, именно демократия наиболее успешно сочетает гарантии индивидуальной свободы с поддержанием общественного порядка. Суть и сила демократии заключается в том, что основой поддержания порядка в демократическом обществе является самодисциплина и ответственность граждан, а движущей силой развития общества - их индивидуальная свобода и творчество. Именно поэтому выбор в пользу демократической формы правления был правильным. Park Chung Hee. Korea Reborn. A Model for Development. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, USA, 1979.

Южная Корея относится к группе стран третьего эшелона модернизации, в которых глобальные перемены начались лишь по окончании Второй мировой войны. Загорский А.В. Проблемы демократии в первых республиках (1948-1961 гг.) Республика Корея: становление современного общества. - М.: ИМЭИМО РАН, 1996. - 36 с.

Отсутствие реальных предпосылок демократизации Кореи, серьёзно затруднявшее политическую модернизацию, должен был компенсировать внешний фактор - американские оккупационные силы и большая группа гражданских специалистов и советников. Они работали в тесном контакте со специально подобранными национальными кадрами и представителями из числа репатриантов, длительное время проживавших и получивших образование в США. Загорский А.В. Тупики американской оккупационной политики. Республика Корея: становление современного общества. - М.: ИМЭИМО РАН, 1996. - С. 20-35.

В идеологической сфере условия колониального общества оставляли возможность для развития лишь двух идейных течений:

1)феодального по своей природе консервативного национализма, выступавшего за восстановление в реформированном варианте политической системы доколониального периода;

2)левого, апеллирующего к социалистической модели, направления.

Поэтому, к моменту освобождения Кореи в её колониальном, полуфеодальном обществе не созрели ни социально-экономические, ни политические предпосылки для перехода к процессу модернизации, поскольку их развитие сдерживалось японскими властями, несмотря на заинтересованность последних в техническом перевооружении и индустриализации корейской экономики. Естественно, что к началу политической модернизации внутри страны отсутствовали какие-либо предпосылки для становления демократической системы управления. Предшествовавшая колониальному захвату история конфуцианского государства в Корее привела к формированию жесткой государственной структуры и особой социально-политической организации, которую удачно использовали японские власти, устранившие из всех управленческих органов национальные элементы.

В результате страна к середине XX в. не имела политических деятелей, способных выдвинуть и развить программу политического переустройства общества. Более того, даже сама идея восстановления национального суверенитета была сопряжена либо с реконструкцией конфуцианского государства, либо со свершением социалистической революции, что затрудняло переход к политической модернизации. Конфуцианский абсолютизм препятствовал развитию индивидуальной инициативы личности, соответствующие ему политическая культура и мышление исключали возможность оппозиционных настроений и альтернативных вариантов развития. История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Т. 2. М.: Вост. лит-ра, 1974.С 139. Поэтому в период становления Республики Корея (1945-1948гг) американская администрация полностью контролировала политический процесс на южной половине полуострова. Ее основная задача была сформировать в стране институционные основы демократии, создать для этого национальную правовую базу, прежде всего конституцию, и обеспечить переход к демократической модели правления. Позднее, Ким Дэ Чжун высказался о политике США на Корейском полуострове так: «Корейский народ постоянно демонстрировал свои демократические устремления. С другой стороны, у него не хватало опыта борьбы за демократию. Естественно, в период колониального режима мы не можем вести эту борьбу в полной мере. После освобождения в 1945 году мы были под властью союзников. Мы не могли достичь своей собственной демократии, она нам навязывалась. Вот основная причина того, что демократия тогда не могла иметь свои корни в Корее. Другим препятствием демократии была бюрократическая деятельность американского военного правительства с прояпонскими колониальными элементами правления». Ким, Дэ Чжун. Новое начало / Пер. с англ. Под общ. ред. В.И. Гудименко, Е.П. Бажанова, Н.Е. Бажановой. - М.: Республика, 1998.- С. 122.

Однако еще до высадки американских войск на полуостров, в Корее был сформирован Комитет по подготовке к национальной независимости (Чосон конгук чунби вивонхве) под руководством Е Ун Хёна. В состав комитета вошли в основном умеренные националисты и ряд деятелей левой ориентации. Несмотря на бойкот правых сил, указанному Комитету удалось добиться немедленного освобождения из тюрем всех политических заключенных, а также провозгласить гарантии базовых демократических свобод на общественно-политическую деятельность, право на создание добровольных групп патриотов по защите общественного порядка и недопущения анархии. Постепенно организационные структуры Комитета стали возникать во многих городах Юга. В сентябре 1945 года подготовительный Комитет обнародовал радикальную политическую программу деколонизации и продвижения по пути национального возрождения. Программа предусматривала полное изгнание японских колонизаторов, безвозмездную конфискацию и передачу колониальной собственности корейскому народу, введение всеобщего избирательного права, законодательные гарантии основных демократических свобод, включая свободу вероисповедания, введение 8-часового рабочего дня, обеспечение минимума заработной платы, проведение радикальной аграрной реформы на основе принципа «земля - крестьянам», национализацию ключевых отраслей индустрии, транспорта, средств связи, государственное управление (или регулирование) базовыми сферами народного хозяйства и, наконец, учреждение (в противовес существовавшей до японской колонизации монархии) Корейской Народной Республики (Чосон инмин конхвагук).

Е Ун Хён, рекомендовал избрать первым президентом Корейской Народной Республики Ли Сын Мана. Эта рекомендация была одобрена на представительной конференции Комитета по подготовке к национальной независимости.

Однако Ли Сын Ман и другие националисты бойкотировали решение конференции, к тому же деятельность Подготовительного комитета не вписывалась в стратегические замыслы США и южнокорейских консерваторов. 19 июля 1947 г. в разгар борьбы южнокорейских патриотов за восстановление независимости Кореи Е Ун Хён был убит. В связи с этим деятельность Подготовительного комитета была остановлена в Сеуле и ряде провинциальных центров Кореи. Это позволило оккупационной администрации США с еще большей эффективностью проталкивать во власть правонационалистическую группировку во главе с Ли Сын Маном. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 200 с.

Американская военная администрация взяла курс на всемерную поддержку на Юге правонационалистических сил откровенно проамериканской ориентации.

В октябре Ли Сын Ман провозгласил создание Ассоциации по ускоренному достижению независимости Кореи (Dorpip chokseong jungang hyeopuihoe), который становится ударной силой в борьбе против сторонников Временного шанхайского правительства и Корейской Народной Республики.

12 декабря 1945 года американская военная администрация объявила деятельность Корейской Народной Республики вне закона, а 15 мая 1946 году запретила деятельность Компартии.

В 1946 году Ли Сын Ман заявил о необходимости создания на территории Юга сепаратного корейского правительства. Это программное заявление полностью соответствовало политическим позициям США по корейскому вопросу. В 1947-1948 гг. определилась позиция США в вопросе национального суверенитета Кореи. Идея опеки сменилась курсом на создание союзного США южнокорейского государства.

В борьбе против левых сил Юга, отвергавших политическую программу созданной в 1947 г. по инициативе США Временной комиссии ООН по Корее, США стали формировать свой план создания сепаратной южнокорейской государственности. 1 марта 1948 г. американская военная администрация объявила, что всеобщие парламентские выборы в Корее состоятся 9--10 ноября 1948 г. Это означало, что Вашингтон, вопреки позиции левых и умеренно-националистических сил, решил действовать по своему одностороннему сценарию, одобренному ООН, где у США было устойчивое большинство. 10 мая 1948 года, несмотря на противодействие левых сил, в Южной Корее состоялись выборы в Конституционное собрание (Чегук кукхве), которое обнародовало новую конституцию страны, провозгласившую 15 августа рождение Республики Корея (Тэхан Мингук).

Первым президентом Республики Корея был избран Ли Сын Ман.

Конституция Республики Корея от 17 июня 1948 г. поставила последнюю точку в дискуссиях о потенциальной возможности восстановления монархии, которая была незаконно ликвидирована японцами в 1910 г. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 43 с.

Впервые в истории страны были институциализированы современная концепция прав человека, базирующаяся на принципах защиты индивидуальной свободы и всеобщего равенства, а также концепция парламентской демократии, предполагавшая разделение трёх ветвей власти.

США и другие западные страны сразу же установили с Республикой Корея дипломатические отношения, тем самым официально признав созданное на юге корейского полуострова государство.