Геополитическая ситуация и обеспечение национальных интересов в 90-годы 20 века

курсовая работа

2.2 Обеспечение национальных интересов России с 2008 года по настоящее время

Следующий президент Российской Федерации, преемник В. Путина Дмитрий Анатольевич Медведев, продолжает политический курс, заложенный Путиным. Несмотря на то, что документально национальная идея все еще не закреплена, новый лидер страны придерживается в направлении суверенной демократии, не забывая и о национальной самобытности России: «уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. ...Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе - это гражданское достоинство человека. Третье - его благополучие и социальная ответственность. ...Главный вопрос в том, чтобы сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей... мы во многом вернулись к нашим традициям, к собственным культурным ценностям. Именно они и составляют нашу национальную идентичность. И при этом являются неотъемлемой частью всей мировой цивилизации» Владимиров В. Как Путин и Медведев понимают национальную идею. .

Это выражается и в определении национальных интересов Российской Федерации в Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной Президентом РФ в 2008 году: территориальная целостность страны, независимость и свобода, благополучие ее граждан и обеспечение высокого их жизненного уровня, защита жизни, собственности и конституционных прав - главные и постоянные интересы в политике Российской Федерации.

Но Стратегия, в отличие от Концепций национальной безопасности, разрабатываемых до этого, содержит стратегическое планирование в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Это является несомненным преимуществом Стратегии, именно такого планирования не хватало в Концепциях, как неоднократно замечали аналитики. Также бесспорным плюсом является и то, что в Стратегии содержится выделение приоритетных интересов и задач.

Итак, согласно документу, национальные интересы Российской Федерации в долгосрочной перспективе заключаются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537):

с в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

с в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

с в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Как можно заметить, политический курс Д. Медведева в полной мере соответствует заявленным интересам страны. В качестве прироритетных направлений развития Стратегия определяет, прежде всего, повышение качества жизни граждан России. В отличие от Концепций предыдущих лет, впервые первоочередным приоритетом установлено улучшение условий жизни населения. Как указывается в предыдущих параграфах, в обеих Концепциях приоритетом являлась экономика. В новой Стратегии экономический рост ставится на второе место. Кроме того, рост экономики должен обеспечиваться, в первую очередь, за счет развития инноваций и инвестиций в человеческий капитал.

Инновации, новые технологии, развитие науки -- несомненные приоритеты нового правительства РФ. Примером тому служит создание техноградов по всей стране, в том числе, так называемого «иннограда», города инноваций, Сколково. Также в настоящий период наблюдается явление, обратное «утечке мозгов», имевшее место ранее. Как отечественными, так и зарубежными аналитиками отмечается не только возвращение части специалистов, уехавших после распада Советского Союза, но и приглашение иностранных специалистов для работы в России. Эта работа заключается, помимо всего прочего, и в обмене опытом в разнообразных сферах науки.

Следует отметить и следующее приоритетное направление стратегического развития России: стабильность и равноправное партнерство в международной сфере, которые обеспечиваются активным участием России в развитии многополярного мира. И действительно, стабилизируются отношения России не только с восточными, но и с западными странами. Например, «перезагрузка» отношений США и России, увеличение доверия инвесторов к России, конкретные переговоры по вступлению страны во Всемирную Торговую Организацию.

Россия приобрела весомый авторитет в международном сообществе, с уверенностью можно сказать, что без ее ведома не могут быть решены многие вопросы международной политики. Так, Россия пользовалась правом наложить вето на решения Совета Безопасности ООН по вопросам, касающимся недавних событий в Ливии, Сирии, Египта. Самостоятельность и независимость внешнеполитических решений проявило правительство РФ и в военном конфликте с Грузией 2008 года. Несмотря на явное неодобрение некоторых стран, в большинстве своем стран НАТО, Россия уверенно проводила намеченные действия, и одной из первых признала государственность Южной Осетии. В итоге, уже в 2009 году страны, приостановившие дипломатические отношения с Россией из-за конфликта, восстановили свое полное доверие. Немаловажную роль играет Россия и в обсуждении конфликта Израиля и Палестины.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия уверенно движется в рамках обозначенной национальной идеи -- суверенной демократии во внутренней политике и влиятельной мировой державы во внешней политике. Однако, некоторые проблемы все еще остаются насущными. Во внутренней политике -- это все еще сильный уровень коррумпированности властных структур. Данная проблема сильно влияет на инвестиционную привлекательность страны, что, в свою очередь, мешает технологическому и экономическому развитию России.

Еще одной проблемой внутренней политики является этническая разнородность населения, а точнее, возрастающие нацистские настроения в обществе. Несмотря на то, что правительство движется в обеспечении национальных интересов на основе общей национальной идеи, эта идея -- суверенной демократии -- не отражает интересов множества народов, населяющих нашу страну. В силу геополитических особенностей, возникших после распада СССР, образовалось кольцо из неблагополучных стран, окружающих Россию с юга и юго-запада. Население этих стран, пытаясь избежать социального, экономического и политического неблагополучия внутри своей страны, уезжают на заработки в Россию, как легальными, так и нелегальными способами. Это обостряет не только проблемы безработицы и социального обеспечения в самой России, но и настраивает население страны против беженцев и «гастарбайтеров».

Президент РФ Д. Медведев на встрече с руководством Федерального Собрания в январе 2011 года выделил эти проблемы как ключевые, наряду с повышением социального благополучия россиян. Он подчеркивает, что «стоящие перед нашей страной очень многомерны и очень сложны, но у меня нет никаких сомнений, эти задачи решаемы. Для того, чтобы их решать, нам необходимо одно, но ключевое условие, и вы сами знаете, какое, - это гражданский мир. Какие бы трудные задачи мы ни ставили, без гражданского мира в стране мы ничего сделать не сможем - сможем лишь бороться с хаосом, поэтому нам нужен гражданский мир и межнациональное согласие, нам нужно взаимопонимание и солидарность всех народов нашей страны.» Речь президента РФ Д. Медведева на Встрече с руководством Федерального Собрания 17.01.2011. [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/

В данной главе представлен анализ официальных документов России, содержащих определение национальных интересов, а именно, Концепции национальной безопасности в редакции 2000 года, и Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной в 2008 году. Прослеживается выработка нового политического курса, направленного на установление России как суверенной демократии и влиятельной мировой державы. Аналитики называют этот курс новой национальной идеей.

И действительно, руководствуясь вышеназванными документами, правительство страны успешно вышло из глубокого социального, экономического и демографического кризиса, справилось с политической дискриминации и вышла на новый уровень стратегического сотрудничества с международным сообществом. Несомненно, проблем в российской действительности все еще превеликое множество, но административные круги ведут уверенный курс на исправление этих проблем.

политика путин распад советский

Делись добром ;)