logo
Теория И. Валлерстайна, Р. Кокса, С. Амина

2.2 С. Амин о проблемах развития человечества

Самир Амин -- ведущий африканский экономист, египтянин по происхождению, один из теоретиков концепции "периферийного капитализма" (позднее примкнувший к мир-системному подходу Иммануила Валлерстайна), исследователь экономических процессов в странах "третьего мира" Абдусамадов С. Самир Амин и критика мирового капитализма // http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/35917/..

Амин родился в Каире в 1931 г. в семье медиков - египтянина и француженки. Свое детство и молодость провел в Порт-Саиде. В Каире посещал французскую высшую школу, которую окончил со степенью бакалавра в 1947 г. С 1947 по 1957 гг. Самир учился в Париже, где получил дипломы в областях политических наук, статистики и экономики. Пребывая во французской столице, Самир Амин вступил во Французскую коммунистическую партию, но впоследствии дистанцировался от чересчур ортодоксального советского марксизма и связался с маоистскими кругами, а на протяжении некоторого времени даже оказывал влияние на будущих лидеров "красных кхмеров". С группой товарищей-студентов Амин издавал журнал "Антиколониальное студенчество" Там же..

В конце 1950-х гг. он работал в Министерстве экономики Египта, затем в качестве советника правительства Мали. Позже Амин - директор Африканского института ООН по экономическому развитию и планированию в Дакаре (Сенегал). С середины 1090-х гг. - президент "Международного форума альтернатив".

Самир Амин -- автор более чем 30 книг, включая "Империализм и неравное развитие", "Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира", "Евроцентризм", "Спектр капитализма: Критика текущих интеллектуальных веяний" и "Устаревающий капитализм: Современная политика и глобальный беспорядок".

Анализируя "Триаду" центра капиталистической мир-системы (США-Евросоюз-Япония), Амин приходит к выводу об отсутствии серьезных экономических противоречий внутри нее, которое восполняется различиями в политической культуре. Господство этого центра Самир объясняет монопольным контролем над передовыми технологиями, оружием массового поражения, современными средствами информации и т.д. Амин С. Американская идеология. Перевод Аллы Никоновой // http://left.ru/2003/14/amin90.html..

Главным тормозом развивающихся стран является слабая конкурентноспособность, в особенности в борьбе за инвестиции. Добиться выхода можно лишь за счет большей или меньшей автономии от мировых центров. Сам Амин называет это термином "dйconnexion", что можно перевести как "отключение, разрыв" Амин С. Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира. - М.: Европа, 2007. - С. 44.. В качестве примера он приводит СССР, отгородившийся от капиталистической мирсистемы "железным занавесом". Другим образцом является Южная Корея, где не было такого всеподавляющего влияния государственной собственности, но крупные корпорации, т.н. "чеболы" Там же. - С. 57., сыграли ту же роль, что и государство в СССР. Стоит, однако, заметить, что от разразившегося в 2008-2009 гг. мирового кризиса наименее всего пострадали те экономики, которые, как раз, и были "отключены" от мировой экономики и ориентированы на самодостаточность.

Критики Амина, как либералы, так и марксисты, обычно отмечают, что страны, попытавшиеся осуществить dйconnexion, сталкиваются с противоречием: им надо либо согласиться с отключением от мировой системы, что ведет к изоляции и застою, либо открывать экономику, что усилит внешнюю эксплуатацию страны Абдусамадов С. Самир Амин и критика мирового капитализма // http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/35917/..

На лондонском Социальном форуме Самир Амин выступил с докладом, включающим пять тезисов по проблемам развития человечества Там же.:

1) Развитие не означает расширение капиталистического рынка. В принципе, это идеологическая концепция, и нынешнее ее понимание выгодно капиталистическим правителям. Однако и многие их противники тоже разделяют этот взгляд, считая, что прогресс должен заключаться в том, что отстающие страны ("развивающиеся") должны войти в это сообщество. Пределы таких стремлений уже сейчас совершенно очевидны, как несомненна и нереализуемость такой модели.

2) Новые условия, сложившиеся в конце XX - начале XXI вв., несут в себе вызов человечеству. И ему пытаются противостоять альтерглобалисты. (Амин употребляет именно термин, который характерен для европейских противников глобализации). Это противостояние не должно сводиться к требованиям какого-то улучшения существующего порядка вещей. Борьба должна идти на всех фронтах. Мы должны быть настойчивы во всех сферах: духовной, политической, правительственной.

3) Хотя империализм существует уже второе столетие, сейчас он вступил в качественно новое состояние. В XIX в. и даже ранее, в Новое время, существовало несколько центров империализма, и реально капитализм, каким он был в жизни, а не в учебниках, - результат борьбы этих центров, а также классовой борьбы внутри них и угнетенных стран против них.

Теперь единый империалистический центр - Западная Европа (к западу от Польши), США, Япония - управляет миром безо всякого участия периферии. Они монополизировали технологические ресурсы, доступы к сырью и т.п. И целью оккупации Ирака является фактическая ликвидация страны, остановка ее развития.

4) 80% населения земного шара не получают выгоды от развития, происходящего в мировых центрах. Если раньше капитализм имел как отрицательные, так и позитивные стороны, например, развитие техники, то сейчас он стал губительным как для человечества, так и для природы. Рыночные отношения становятся всеобъемлющими, и люди, их здоровье, их образование превращаются в составные части рыночного процесса.

Капитализм в высшей степени рационален, в нем все построено на вычислении реальной выгоды. Чем рациональнее строй, тем более он разрушителен, тем больше невыносим.

Мы достигли времени, когда опасность стала осязаемо реальной. И она, по Амину, реализуется в разрушительной работе против народов и государства. Поскольку половина населения Земли - крестьяне, то превращение земли и сельского хозяйства в источник прибыли обрекает эту половину на исчезновение. Дальнейшее развитие капитализма требует геноцида Амин С. Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира. - С. 88..

5) Что представляет собой современная политическая сцена? Наверху - США, которые осуществляют контроль над планетой. Нельзя утверждать, что Америка освобождала Ирак от Саддама. Она его всегда поддерживала, пока он был их инструментом. США не намерены уходить из Ирака и не уйдут, если не потерпят там поражения. Поэтому надо всячески поддерживать восстания иракского народа.

Сейчас необходимо одновременное движение в нескольких направлениях. Это должна быть защита социальных ценностей, борьба за демократию (но не в том смысле, как ее понимают капиталисты), усиление самостоятельности государств. Это все условия для перехода от глобального капитализма к обществу, в котором стремление друг к другу совмещено с разнообразием форм человеческого общежития. Чтобы спасти человечество, необходимо победить американский проект Там же. - С. 90..

Амин полагает, что "мы должны прежде всего идентифицировать ту систему, в которой мы живем на сегодняшний день. Доминирующая доктрина заключается в том, что эта экономика называется маркетинговая экономика или экономика рынка. Но этот термин бессмысленен сам по себе. Текущая система заключается в том, что мировая экономика доминируется небольшим количеством так называемых финансовых олигополистов, или олигархов. И эта неравная конкуренция также приводит к неравенству на социальном уровне и на глобальном в том числе. И эта система нежизнеспособна ни социально, ни глобально. Но дело в том, что доминирование существующих таких олигополий, осуществляется абсолютно в полном отрыве от существующей социальной среды. На сегодняшний день объем финансовых операций в мире в 30 раз превышает необходимый спрос на данные финансовые операции" Амин С., Хазин М. Интервью взял Хассан Занинд // http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=95458.. Причем "это связано с монополией этих финансовых олигархов… Они монополизировали не только финансовые рынки, такие как банки и социальные инструменты, пенсионные фонды, но они являются монополистами фактически на любом направлении деятельности, таких, как современные технологии и другие. То есть фактически они монополизировали все основные финансовые потоки в этом мире" Там же..

Конечно, многие из тезисов Амина, считающегося одним из ведущих современных теоретиков неомарксизма, представляются невероятно спорными. Но ему нельзя отказать в проницательности, когда дело касается анализа причин сегодняшнего кризисного состояния мира, до которого его довел хищнический капитализм последних лет. Его же рецепты спасения мира, связанные с большей опорой на нравственные и социальные ценности, социальную и экономическую справедливость, находят свою поддержку и в исламском проекте оздоровления мировой экономической и политической ситуации.

Амин отмечает, что в настоящее время мир переживает трудный этап, так называемый этап глобализации, которая начиналась перед распадом Советского Союза, в основном - в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Хотя нужно заметить, что Амин утверждает, что глобализация - не новое явление. Она существовала до современной эпохи. Достаточно взглянуть на распространение мировых религий - Христианства и Ислама. Это - не что иное, как другие формы глобализации в другие эпохи. Современная капиталистическая глобализация приводит к поляризации на международном уровне. Мир, таким образом, делится на центры влияния и подчиненную им периферию Там же..

Конец 1970-х - начало 1980-х гг. - это был период, когда тогдашние Президент США Рональд Рейган и Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер отбросили те традиции капитализма, которые сформировались в период после Второй мировой войны. Предшествующую эру для Запада в целом можно считать эрой исторического компромисса между трудом и капиталом, на основании которого было создано государство всеобщего благоденствия. Это ознаменовалось обрамлением капитализма законодательными рамками, законодательным регулированием рынка, позволившим рабочему классу в целом получать выгоду от развития производства. Фаза глобализации началась с призыва к отмене этих рамок, необходимой для установления нового либерального порядка, основанного на абсолютном господстве капитала Там же..

К причинам, которые позволили этому случится, Амин относит крах Советского Союза и социалистической системы, прогресс, происходящий в Китае, а также конец экстенсивной фазы развития национальных государств. "Новый либеральный порядок", или новая глобализация, основывается в первую очередь на пренебрежении социальным аспектом процесса экономического развития, как по отношению к капиталистическим, так и к развивающимся странам. Таким образом, все аспекты социальной и политической жизни стали подчиняться одному, абсолютному критерию: выгоде для капитала. Помимо всего прочего, были отменены законы, регулирующие некоторые области, например, организацию труда, внешнюю торговлю Там же..

Амин указывает на реальные альтернативы глобализации. Люди нуждаются в прогрессе в трех дополняющих друг друга областях:

Во-первых - дальнейшая демократизация, т.е. демократизация общества, а не только политической администрации, признание не только политического и идеологического плюрализма, но и социальных прав людей.

Во-вторых - стремление к социальному прогрессу, т.е. отказ от взгляда на социальный аспект как на что-то вторичное, подчиненное выгоде капитала. Между экономическим и социальным прогрессом должна быть корреляция.

В-третьих - признание прав национальностей и их форм самоопределения. Следует признать, что в настоящее время существует взаимозависимость между неравными элементами, а значит, справедливость не может быть достигнута в условиях отсутствия законодательного регулирования и открытия рынков лишь для сильных Амин С., Утар Ф. Глобализация сопротивления. Борьба в мире. - М.: УРСС, 2004. - С. 178..

Говоря о сути взаимоотношений между демократией и глобализацией, Амин указывает: "Отношения между капиталистической демократией и глобализацией скорее противоречивые, чем партнерские. На предыдущей стадии такие противоречия касались скорее формы, чем содержания. Таким образом, развивалась и во многих регионах получила признание многопартийность. Результаты выборов перестали фальсифицироваться в той степени, как это было раньше, но этот небольшой прогресс на пути демократизации не сопровождался аналогичным прогрессом в социальной области. Социальные проблемы, напротив, обострились. Демократия пережила спад. Стало рушиться то законодательство, на которое она опиралась. Новый либерализм отменил ранее существовавшее законодательство, надеясь, что это приведет к процветанию, увеличит темпы роста и облегчит решение социальных проблем. Однако результаты оказались прямо противоположными. Вслед за этим мы вступили в стадию "милитаризации глобализации" из-за того, что капитал оказался не в состоянии осуществлять абсолютный контроль, не используя военные средства. Это открыло дверь американскому господству" Амин С., Хазин М. Интервью взял Хассан Занинд // http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=95458..

Итак, Самир Амин - известный специалист по экономике третьего мира. На своих экономических выкладках он строит философские и политические умозаключения о судьбах человечества. В них он выступает с последовательной критикой глобального капитализма, неограниченно эксплуатирующего страны периферии, протестует против дегуманизирующего влияния рынка, атомизирующего общество и разъединяющего солидарность людей. Приговор Самира капитализму - это "не конец, а отступление" истории.