logo
Геноцид мирного русскоязычного населения Австро-Венгрии и Германии в период Первой Мировой войны

2.4 Истребление русин во время Первой Мировой в Австрийской Галиции

«Австро-венгерское правительство веками сеяло между вами раздоры и вражду, ибо только на вашей розни зиждилась его власть над вами. Россия, напротив, стремится только к одному, чтобы каждый из вас мог развиваться и благоденствовать, храня драгоценное достояние отцов - язык и веру, и, объединенный с родными братьями, жить в мире и согласии с соседями, уважая их самобытность. Уверенный, что вы будете всеми силами содействовать достижению этой цели, призываю вас встречать русские войска, как верных друзей и борцов за ваши лучшие идеалы»

(Воззвание Верховного Главнокомандующего к народам Австро-Венгрии)

Трагедия, произошедшая в начале XX века, плохо отражена в мировой историографии. В Первую Мировую Войну стали активно применяться не только новые виды вооружения, но и радикальные способы решения национального вопроса - например, массовые убийства мирного населения. В Австро-Венгрии массовому целенаправленному уничтожению подверглось русскоязычное население, именовавшее себя русинами. Русинское население, тяготевшее к русскому народу, активно это проявляли в культурной сфере. Создавались заведения и общества, приобщавшие народ к русской культуре: «Общество русских женщин», «Русско-православный народный дом», «Русско-православная читальня», «Русская дружина». Росло количество православных. Все это, естественно, насторожило австрийские власти.

Все, кто заподозрен в русофильстве, были осуждены и объявлены изменниками страны. Русофилам легко приписывали шпионаж. В декабре 1913 и марте 1914 года в Мармарош-Сигете и Львове, основными доказательствами обвинения были книги, напечатанные в России. По сути, австрийские власти использовали по отношению к своим же гражданам режим несправедливой и жестокой военной оккупации. Для этого была сформирована целая система со взятием заложников, административной высылкой, арестами и доносительством. Например, донос на «москвофила» в Галиции премировался в размере от 50 до 500 крон. Поскольку желающих заработать легких денег всегда было много, процесс идет дальше и не только интеллигенция подвергается гонениям. Известен случай, когда православного священника приговорили к смерти за то, что он принадлежал к православной церкви, а его дочь - за то, что учила детей русским песням. Этим преследования православия на территории Австрии не закончились. Когда австрийская армия вторглась на русские земли, австрийцы массово арестовывали православных священников, брали их в заложники, громили монастыри и церкви. Казнили публично, на месте, без суда и следствия. Австрийский террор затронул и депутатов Венского Парламента -- «москвофилов», которые были приговорены к смертной казни несмотря на неприкосновенность [5].

Удивительно, но многими исследователями отмечается, что самую активную роль в этих преследованиях играли представители польских и украинских националистических движений. Например, польское «сокольское» и украинское «Сечь» были хорошо организованными, состояли из молодежи прошедшей предварительное военное и диверсионное обучение. К лету 1914 года их численность составляла около 135 тысяч человек. Их существование допускалось только для того, что бы они противостояли русскоязычному населению в Галиции.

С начала войны, врагами государства стали считаться все, кто называли себя русскими. В первую волну арестов, все тюрьмы были переполнены, только во Львове было заключено около двух тысяч человек [24]. Петиция подписанная 100 000 галичан и направленная в Австрийский парламент, гласила: «Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры...» [6]. Однако, как уже становится ясно, петиция была проигнорирована.

Самые страшные зверства начались, когда австрийцы отступали под натиском русских войск. «В деревне Волощине, уезде Бобрка, мадьяры привязали веревкою к пушке крестьянина Ивана Терлецкого и поволокли его по дороге. Они захлебывались от хохота и радости, видя тело русского поселянина, бившееся об острые камни и твердую землю, кровоточившее густою кровью. В деревне Буковине того же уезда, мадьярские гусары расстреляли без суда и допроса 55-летнего крестьянина Михаила Кота, отца 6 детей. А какая нечеловеческая месть творилась в селе Цуневе Городокского уезда! Там австрийские вояки арестовали 60 крестьян и 80 женщин с детьми. Мужчин отделили от женщин и поставили их у деревьев. Солдат-румын забрасывал им петлю на шеи и вешал одного за другим. Через несколько минут остальные солдаты снимали тела, а живых докалывали штыками. Матери, жены и дети были свидетелями этой дикой расправы. В с. Залужье того же уезда солдаты зверски расстреляли 5 крестьян: Ивана Коваля, Ивана Михайлишина, Григория Снеда, Станислава Дахновича и Василия Стецыка, а в соседнем селе Великополе из 70-ти арестованных крестьян мадьяры закололи штыками: Ивана Олиарника, Семена Бенду, Василия Яцыка, Василия Кметя, Марию Кметь, Павла Чабана, которому раньше переломили руки. Уходя, они забрали с собой малолетних девочек» [1]. Репрессии были и в самой австрийской армии. К примеру, солдат 80-го австрийского пехотного полка, набранного из Галицких уездов, расстреляли из-за отказа воевать против русских. В последующие годы русины воевали преимущественно на итальянском фронте.

«15 сентября 1914 года на группу арестованных, состоящую из 46-ти человек, набросились мадьярские гонведы. Перевязанных веревками людей они загнали с улицы Дворского в угол улицы Семирадского, и тут наступил бесовский погром, какого древний город не знал в своей богатой в горе истории: били и секли саблями гонведы-уланы, кололи штыками пехотинцы, били кулаками и камнями евреи, били и cвои братья-украинцы чем попало. Улица наполнилась отчаянными стонами и криками. Девушка-гимназистка пала на колени перед статуей, находившейся в углу улицы, и подняла вверх руки, после чего была убита подбежавшим к ней мадьяром» [1].