logo
Социальные группы как субъекты политики

3.4 Разновидности социальных групп

Кроме классов, субъективность которых самая влиятельная в политике, ее субъектами стремятся стать и другие социальные группы.

В XX ст. в политической науке остро появилась проблема групп, которые руководят. В пределах их изучения появились такие теории: теория элит, у истоков которой стояли выдающиеся политологи В. Парето и Г. Моска, а также теория бюрократии, которую впервые всесторонне проанализировал Г. Вебер. Элита и бюрократия - две основных социальных группы, которая концентрирует в своих руках власть, и выступают субъектами политики [3, с.163]. Источник их силы и влияния заключается в том, что они в известной мере являются стойкими и стабильными группами.

Выделяют разные типы элит. По содержанию деятельности и функций выделяют такие виды элит: административная (объединяет высших государственных чиновников), партийная, военная, идеологическая и др.

Как субъект политики элита выполняет такие функции: принимает решение по важнейшим вопросам, определяет цели, ориентиры и приоритеты в политике, производит стратегию и тактику, создает идеологические концепции, которые обслуживают ее политический курс, консолидирует вокруг себя политические силы, руководит политическими структурами и организациями.

Посредником между элитой и обществом выступает такая социальная группа, как бюрократия. Бюрократия имеет двойную природу. Согласно с теорией Г. Вебера, бюрократия воплощает наиболее эффективные и рациональные способы управления [3, с.164]. Она компетентна, квалифицированная, построенная на принципе иерархии, имеет четко определенные права и обязанности, а, следовательно, наиболее дисциплинированная и законопослушная, получает фиксированную плату и не владеет теми ресурсами, которыми распоряжается, что способствует уменьшению коррупции.

В 40-е годы XX ст. американский социолог Р. Мертон показал, что те черты бюрократии, которые описывал Г. Вебер, размыты и дисфункциональны, что бюрократия служит не обществу, а себе, что ориентацию на общие интересы бюрократия подменивает ориентацией на собственные корпоративные интересы, что для нее являются характерными антиинтеллектуализм, враждебное отношение к науке, отсутствие объективного анализа, догматизм, секретность, что целесообразная иерархия подменяется культом начальства, неформальными связями.

В современной политологии эти концепции видят в бюрократии самостоятельную социальную группу, что имеет большое влияние на политику. И в отечественной, и в западной политологии распространенная точка зрения, согласно которой бюрократия является самостоятельным классом. Именно так рассматривали бюрократию российский философ Г. Бердяев, современный российский социолог С. Андреев, югославский политолог М. Джилас и др.

Бюрократия как субъект политики, выражая интересы народа, свою политическую деятельность направляет на самосохранение и развитие общества, его политической системы; обеспечивает сдерживание демократических принципов функционирования общества, предоставляет власть своему представителю, который избирается и наделяется необходимыми полномочиями, создает возможность переизбрания его или освобождения избранного руководства на основе реального, а не декларируемого волеизъявления снизу или по решению высшей государственной власти, сурово придерживается законодательства.

Класс бюрократии как самостоятельный субъект политики - порождение авторитарно-централистского стиля руководства обществом. Он создает политику, направленную на свертывание всех демократических форм функционирования и постепенное утверждение себя как единственного субъекта власти.

Политическая жизнь общества испытывает влияния и таких социальных групп, как люмпенство, маргиналы, которые стремятся проявить себя как субъекты политики.

Люмпенство - это ленивая, пассивно-завистливая часть населения, которая готова жить как-нибудь, неспособная хорошо работать ни при каких условиях [3, с.165]. Стремление реализовать свою политическую субъективность у люмпена оказывается в том, что он успешно эксплуатирует социально-политические «завоевания» (ликвидацию частной собственности на рабочую силу и талант, «безвозмездность» социальных благ и ресурсов, несправедливость зарплаты, распространения спекуляции и коррупции и тому подобное). Они больше, чем другие группы, стремятся к бунтам, митингам, легко поддаются провокациям, создают идолов для поклонения, жаждут тиранов.

Не способствует политической упорядоченности общества и такая социальная группа, как маргиналы. Они не способны к самостоятельной политической субъективности, однако своим деструктивным поведением влияют на политические процессы и как такие являются объектом политики.

Маргиналы - это лица либо группы, которые или сами пренебрегают обществом, либо общество, презирает их, в результате чего они находятся па «обочине» или за рамками характерных для данного общества структурных подразделений, норм и традиций. Маргинальность является выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Маргиналам являются разрушителями правового и морального климата, носителями тоталитаристской и человеконенавистнической идеологии.

Все указанные субъекты политики исторически предопределены. Влияя на объекты политической деятельности, они должны отвечать требованиям времени. Пока субъект способен влиять на объекты политики, а его влияние обеспечивает прогрессивное общественное развитие, до тех пор его политическое время не является исчерпанным, в другом же случае он должен сойти с политической арены, и тогда наступает время другого субъекта политики.