Современные теории демократии: ценностные, плюралистические

контрольная работа

1.1 Истоки и содержание понятия «демократия»

Демократия имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции -- с другой. Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое -- в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия -- один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Как свидетельствуют этнографические исследования, недемократические формы организации, основанные на строгой иерархии и подчинении, жестком индивидуальном закреплении управленческих и исполнительных ролей по образу муравейника или пчелиного роя, заводили развитие наших предков в тупик.

Термин происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» -- народ и «kratos» -- власть, правление. Обращает на себя внимание многозначность и неопределенность самого понятия «демократия». Еще Х.Кельзен утверждал, что в XIX и XX столетиях, став всюду господствующим лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание.

В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях.

Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.

Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической.

В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия.

В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического сообщества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.

В средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, рассматривали монархию, т.е. правление одного, как наилучшую форму, наиболее пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства взамен феодальных хартий вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность.

XX век внес свои коррективы в теорию и практику демократии. Стало очевидно противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности. Система кейнсианства стала одной из попыток преодоления этого противоречия. Социальные программы становятся неотъемлемой частью правового государства. На этой основе происходит расширение функций государства, во многом дополняющих, а в ряде случаев и заменяющих функции институтов гражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государства благосостояния определяются не просто решениями политических руководителей, а фундаментальными структурными изменениями современного общества. Поэтому его следует рассматривать как центральный структурный элемент современной демократии.

Ученые считают, что в мировой политической истории четко прослеживаются три волны демократизации. Первая волна началась в США в начале XIX в., охватила ряд стран Западной Европы и длилась до окончания Первой мировой войны. Затем последовала антидемократическая волна, выразившаяся в становлении фашизма в Италии, нацизма в Германии, сталинизма в СССР. Вторая волна демократизации началась с победы над национал-социализмом во Второй мировой войне, восстановления основ демократии в Германии (Западной), Италии, Японии, демократизации Австрии, распространения демократических институтов на ряд развивающихся стран в результате их деколонизации. Вторая волна пошла на спад в середине 60-х годах, когда в Греции, на Филиппинах, в Южной Корее и некоторых других странах установились авторитарные режимы.

В настоящее время мир переживает новую демократическую волну. Ее начало датируется 1974 г., когда в Португалии пала диктатура. Затем эта волна распространилась на другие оставшиеся диктатуры в южной Европе -- Испанию и Грецию -- и далее на Латинскую Америку. К середине 80-х годах она достигла некоторых стран Азии, а со второй половины 80-х годах захватила и коммунистические страны центральной и Восточной Европы и СССР. По данным американских специалистов, если в 1972 г. на всем земном шаре насчитывалось 42 государства, соответствующих разработанным ими критериям демократии, то к 1994 г. их было уже 72.

Делись добром ;)