logo
Современные избирательные технологии

3. Методы исследования политического процесса

Среди методов исследования политического процесса нужно назвать следующие: социологические, структурные, функциональные, исторические, логические, системные, субстанциональные, нормативные, ценностные, антропологические, психологические, бихевиористические, социологические, эмпирические (статистические выборки, электоральная статистика, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, теория игр, включенное наблюдение, мыслительная атака, контент-анализ).

Среди методов исследования нужно особо отметить социологические методы исследования (анкетирование, опрос, интервью). Важное значение в изучении предвыборного политического процесса играет метод контент-анализа. Контент-анализ в своем исследовании проходит 10 операционных ходов:

Изучение официозов, т.е. официальных документов (биографий, книг, интервью, публичных высказываний лидера)

Изучение центральной прессы

Изучение аппозиционной прессы

Изучение «желтой» прессы

Изучение материалов ДСП (для служебного пользования) ведущих телевизионных компаний и ведущих газет и журналов

Изучение семейного окружения лидера

Изучение рабочего окружения лидера

Проведение социологических исследований

Анализ собранного материала и заказ статей в газетах и журналах, а также выступлений по радио и телевидению

«Снежная лавина» - выброс материала электорату за 3-ое суток до выборов с таким расчетом, чтобы наш противник не успел нам ответить, ведь за сутки до выборов всякая агитация запрещена. Необходима, на наш взгляд, иметь в избирательном штабе нашего противника информаторов, которые бы предупреждали нас о тех мероприятиях, которые наш противник будет проводить против нашего кандидата.

Для более ценного воздействия на, электорат следует иметь в виду, что активность населения можно разделить на два вида: познавательную (когнитивную) и поведенческую. Познавательная активность - это формирование мнения электората о политической жизни страны. Поведенческая активность - это формирование собственно поведения электората.

Для ответа на поставленную проблему следует провести следующие мероприятия:

Подавать электорату информацию по проблемам внутренней и внешней политики под углом зрения программы нашего лидера, партии и блока.

Сознательно конструировать средствами массовой информации имидж лидера, который хотели бы услышать определенные круги электората.

Давать объективную информацию о нашем лидере, партии или блоке на 95%, а 5% информации давать в «розовом свете». Электорат легко проглотит эту информацию, итак как он верит нашим источникам, которые в основном дают верную информацию (принцип Би-Би-Си).

Давать объективную информацию о нашем противнике на 90 - 95%, а остальную информацию давать в гипертрофированном виде (не уплатил налоги - вор, легко подрался - бандит, сказал резкое слово - хам, хорошо отозвался о других женщинах - разрушитель семьи, призывает к сотрудничеству с другими странами - предатель национальных интересов).

Следует так же иметь в виду, что процесс усвоения информации электоратом о том или ином лидере имеет следующую структуру:

Процесс восприятия как процесс понимания.

Процесс восприятия как процесс суждения.

Процесс восприятия как коммутативная система.

К механизмам процесса суждения относятся следующие моменты;

Особенности коммутативной Системы.

Система представлений, свойственная данной группе.

Система установок.

Механизм социального приписывания.

К механизмам процесса суждения относятся следующие:

Мотивационные факторы.

Прототипы политического лидера.

К социально-психологическим особенностям больших групп относятся следующие признаки:

Ролевые предпочтения группы.

Восприятие массами партии как референтной группы.

Эго-система общества.

Эмоциональные факторы.

Влияние различных факторов на рост имиджа лидера или партии среди электората мы определяем через:

Устойчивость факторов.

Ситуативность факторов.

Степень интериоризированности факторов.

Фоновые факторы.