logo
Современная концепция Хантингтона С.

1. Понятие "цивилизации" и концепция С. Хантингтона о "столкновении цивилизаций"

Сэмюэл Хантингтон (1927-2008) - известный американский политолог, социолог, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете. Его теория "конфликта цивилизаций", изложенная сначала в статье "Столкновенье цивилизаций?" (1993), а затем и в одноименной книге (1996), вызвала значительный резонанс в мировой политологической мысли. Хантингтон обратил внимание научного мира на проблемы культурной своеобразности разных регионов мира, на влияние Запада в международных отношениях, на важность цивилизационной самоидентификации народов и проблемы, которые возникают в результате ее неправильного осуществления. А особенно американский социолог указывал в своей работе на источники будущих масштабных мировых конфликтов.

Прежде чем рассмотреть взгляды Хантингтона на проблему конфликтных взаимоотношений цивилизаций, вкратце попробуем понять важность самого понятия "цивилизация" в историческом контексте.

В научном мире, кроме формационного подхода К. Маркса, историки значительное (а, возможно, и ключевое) внимание уделяют подходу цивилизационному. Согласно ему, мировая история и исторический процесс является результатом жизнедеятельности цивилизаций как больших территориально-хронологических блоков и их взаимоотношений. Прежде чем выяснить сущность межцивилизационных конфликтов по Хантингтону, следует теоретически определить сам термин "цивилизация". А также и понять содержание, которое вкладывали этот термин учёные в разные периоды. Сначала понятие "цивилизованность" означало хорошие манеры (втор. пол. ХVІІІ в.). Затем, в эпоху Просвещения в XVІІІ в., прилагательное "цивилизованность" эволюционировало в существительное "цивилизация", под которым понимали общество прогресса, построенное на началах разума, гуманизма и справедливости. Историки ХІХ в. значительно поспособствовали широкому использованию термина "цивилизация" в научных исследованиях. Эдвард Гиббон вообще считал понятие "цивилизации" стержневым при определении содержания исторического процесса, сформулировал широкое отраслевое наполнение этого термина (цивилизация = политика + экономика + законы + культура + войско и т.д.). Если Гиббон определил "цивилизацию" тематически, то Л. Морган оформил ее и хронологически - как исторические периоды, которые по уровню прогресса стоят выше, чем дикость и варварство. М.Я. Данилевский дал наиболее фундаментальное в ХІХ в. определение понятия "цивилизация", называя ее главной формой человеческой организации пространства и времени, культурно-историческим типом, который имеет только ему присущие особенности, ценности. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации. Теория, история, диалог, будущее. Том 5. Цивилизации. Прошлое и будущее. - М.: Институт экономических стратегий, 2008. - 576 с.

Другие же историки не так высоко ценили цивилизацию, а именно О. Шпенглер назвал ее последним этапом развития культуры. В ХХ в. подобное мнение оспаривали многие исследователи, в частности:

Ф. Бродель ("цивилизация - культурная зона");

А. Тойнби ("цивилизация - макросистема");

и, в конце концов, С. Хантингтон ("цивилизация - высочайшее общественное образование, главный субъект международной политики") Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2011. - 576 с. .

Поэтому, цивилизацию можно считать обширным культурно-историческим сообществом.