logo
Роль Русской Православной Церкви в политической жизни современной России

Глава 1. Изменение роли Русской Православной Церкви Московского Патриархата в политике в конце 1980-х начале 1990-х гг.

Для изучения современного состояния отношений между РПЦ МП и государством важно понимать исторический контекст развития этих взаимоотношений. Наиболее фундаментальные изменения, которые коренным образом повлияли на дальнейшее развитие РПЦ, произошли в конце 80-х начале 90-х гг., в период «перестройки» и ранней постсоветской России. «Перестройкой» называют новой курс советского партийного руководства, который включал в себя перемены политического и экономического характера, которые происходили в СССР с 1987 по 1991 гг.. 26 декабря 1991 г. Советский Союз официально прекратил свое существование и последующий период в истории России принято называть постсоветским.

Конституции СССР 1977 г. Конституции СССР в редакции от 7 октября 1977 года [Электронный ресурс]. Элект. ст. - URL: http://www.consultant.ru/popular/conscccr. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения :01.04.2012). и РСФСР 1978 г. Конституция РСФСР в редакции от 12 апреля 1978 года [Электронный ресурс]. Элект. ст. - URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 01.04.2012). неизменно провозглашали отделение церкви от государства, что означало, в частности, недопустимость вмешательства государства, его органов и должностных лиц в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в религиозную деятельность организаций верующих. Однако, изменения происходившие в период политики гласности и перестройки, запустили постепенный процесс либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений.

Рубеж 1986-1987 гг. можно считать поворотным моментом в положении религии и верующих в СССР. В условиях явно разрастающегося всестороннего кризиса советского общества, Горбачеву необходима была хоть какая-то поддержка народа, а особенно интеллигенции. Если во времена Н.С. Хрущева интеллигенция в основном была еще так чужда религии, христианства, что можно было "покупать" ее лояльность небольшими подачками относительной художественной свободы, при этом разворачивая жестокие гонения на церковь, чего интеллигенция тогда даже "не заметила", то в 80 - 90-х гг. требовались уже гораздо более щедрые и коренные уступки, обязательно включавшие в себя и свободу вероисповедания, считает исследователь Д.В. Поспеловский Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - стр. 431.. Необходимо было и благосклонное отношение Запада. А для приобретения доверия Запада надо было доказать отсутствие агрессивности в своей внешней политике и наличие демократических процессов в политике внутренней, одним из общепризнанных симптомов которых является веротерпимость.

1988 г. стал переломным в общественном восприятии РПЦ и её роли в истории России. В этом году проводились мероприятия, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 г. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменовали собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

23 декабря 1980 г. Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию РПЦ МП предстоящего великого юбилея» Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1981, №2, стр. 4-5., для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

29 апреля 1988 г. состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси» 1000-летие введения христианства на Руси // Журнал Московской Патриархии. 1988, №7, стр. 2-6., которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия.

Еще накануне торжеств отмечалась особая благожелательность к РПЦ со стороны государства. Ей были переданы важные для русского православия обители: Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль) Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917 - 1990: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 1994, стр.246.. Патриарх и духовенство во все большей степени могли обращаться через средства массовой информации к населению. Наконец, следует упомянуть строительство храма в честь Тысячелетия Крещения Руси, закладка камня в основание которого сопровождалась богослужением при участии Патриарха Пимена. Строительство церковных зданий в Советском Союзе было большой редкостью, а возведение нового храма в Московском районе можно считать прорывом. Патриарх произнес слова, объяснявшие смысл этого события в советских условиях: "Итак, заложен первый камень в основание будущего храма... в память всех наших соотечественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах" Там же, стр. 252..

Состоявшееся 28-31 марта 1988 г. в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви» Участники Архиерейского Предсоборного Совещания // Журнал Московской Патриархии. 1981, №2, стр. 4-5.. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 г. «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор Московской духовной академии) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов - орденом Дружбы народов 1000-летние Крещения Руси // Журнал Московской Патриархии. 1988, №9, стр. 2..

Основные юбилейные торжества проходили 5 - 12 июля 1988 г. в Загорске и Москве. Многие мероприятия празднеств широко транслировались по центральному телевидению, кроме того был организован торжественный концерт в Большом театре. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачева. Можно констатировать, что в 1988 г. появляются реальные тенденции к подлинной свободе вероисповедания в СССР.

Не менее важны в истории становлении современных отношений между РПЦ и государством, стали первые свободные патриаршеские выборы в СССР, которые состоялись в 1990 г.

3 мая 1990 г., на 80-м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке, скончался 14-й Патриарх Московский и всея Руси Пимен. После смерти патриарха состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении РПЦ МП являются членами Поместного Собора.

6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский Алексий, митрополит Ростовский Владимир и митрополит Киевский Филарет.

7 июня открылся Поместный Собор. В заседаниях Собора участвовало 317 делегатов. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 6 июня 1990 г. [Электронный ресурс]. Элект. ст. - URL: http://www.pravenc.ru/text/76510.html. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 28.03.2012).:

1. Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.

2. Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, §17 Устав Русской Православной Церкви : официальный сайт Московского Патриархата / Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - [М.]. - URL: http://www.patriarchia ru/db/document/133114. - Яз. рус. - (Дата обращения: 07.03.2012 г.)., п. а-е Устава об управлении РПЦ МП.

3. Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50% голосов.

4. Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного.

5. Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов.

6. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

В конечном итоге было проведено тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 - за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 - за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира - 143 члена Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении… Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении» Прот. Владислав Цыпин. История Русский Церкви 1917-1997. Глава X: Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II. С. 480-482..

10 июня 1990 г. состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. Алексий II стал первым Московским Патриархом, использующим при своём имени номер (в историографии принято называть патриархов XVII века Иоасаф I и Иоасаф II, хотя в их эпоху номера не употреблялись) Коновалов В.И. Патриарх Алексий II: Жизнь и служение на переломе тысячелетий. - М.: Эксмо, 2012. - 320 с..

Избрание митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) на Московский Патриарший Престол 7 июня 1990 г. (интронизация (настолование) состоялась в Богоявленском соборе 10 июня 1990 г.) произошло в период, «когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. Для РПЦ важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения построить так отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви» Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917 - 1990: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 1994. - С. 480.. Святейший Патриарх Алексий II первым из предстоятелей Русской церкви XX века получил относительную свободу действий в советском государстве Там же, стр. 482..

Важным испытанием для РПЦ в целом и для новоизбранного патриарха в частности стали события августа 1991 и октября 1993 гг. Августовский кризис 1991 г. - политический кризис, вызванный попыткой группы членов высшего руководства СССР положить конец процессам «перестройки» и не допустить изменения формата Союзного договора Згурский Г.В. Словарь исторических терминов - М.: ЭКСМО, 2008. - С. 16.. Была предпринята попытка свергнуть Президента СССР М.С. Горбачева, образовав Государственный комитет по чрезвычайному положению (далее ГКЧП).

Реакция РПЦ МП на происходившие в стране политические потрясения была следующая: в августе 1991 г. Патриарх осудил и не поддержал ГКЧП, 20 августа выпустив заявление, что «церковь не благословляет, не может благословить беззаконные, насильственные, кровопролитные действия» Выступление по поводу событий августа 1991 г. // Журнал Московской Патриархии. 1991, №10. С. 3.. Четкая позиция РПЦ МП заключалась в стремлении не допустить новой гражданской войны в стране. Стоит отметить, что день переворота, совпал с православным праздником Преображения Господня, данный праздник принадлежит к числу двунадесятых великих праздников.

Попытка переворота закончилась провалом и 23 августа Патриарх Алексий II выступил с посланием архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором говорил следующее: «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г. отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!» Послание Алексия II к архипастырям, пастырям // Журнал Московской Патриархии. 1991, №10. С. 4..

Новым испытанием для Патриарха стал политический кризис в Российской Федерации 1992 - 1993 гг. - противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров - Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны - руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3 - 4 октября 1993 г. в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными президенту Б. Н. Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения А. Безбородов, Н. Елисеева, В. Шестаков Экономические реформы на фоне двоевластия. Политический кризис 1993 года. Новая Конституция России. // Перестройка и крах СССР. 1985-1993. - СПб.: НОРМА, 2010. - С. 188.. Один из самых трагических политических кризисов в российской новейшей истории, в результате которого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Государственную Думу и Совет Федерации.

Узнав о событиях в Москве, Патриарх Алексий II, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, и все-таки не случилось худшего - полномасштабной гражданской войны Патриарх Алексий II Послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Элект.ст. - URL: http://ruskline.ru/analitika/2011/08/18/poslanie_arhipastyryam_pastyryam_monashestvuyuwim_i_vsem_vernym_chadam_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 29.03.2012). .

Важным пунктом для РПЦ МП оставался вопрос о реституции - передачи имущества религиозного назначения, которая была национализирована в советские годы.

Пункты 12 и 13 декрета СНК Российской Республики «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 г. гласили: «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют» Текст (включая точную орфографию источника) - по официальной публикации в официальном органе СНК: «Газета Рабочего и Крестьянского Правительства». 23 января (5 февраля) 1918, №15 (60), стр. 1.. «13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» Текст (включая точную орфографию источника) - по официальной публикации в официальном органе СНК: «Газета Рабочего и Крестьянского Правительства». 23 января (5 февраля) 1918, №15 (60), стр. 1..

Процесс возвращения имущества религиозного назначения был запущен еще до перестройки, так например, 17 мая 1983 г. состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата Передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1983, №8, стр. 2.. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви.

После обретения прав юридического лица религиозными организациями в СССР в соответствии с Законом СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» Закон о свободе совести и религиозных организациях от 1 октября 1990 года №1689-1 [Электронный ресурс]. Элект.ст. - URL: http://www.r-komitet.ru/vera/26.htm. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 30.03.2012). , их права по отношению к имуществу, находившемуся уже к тому времени в их безвозмездном пользовании, остались прежними; права собственности возникали только в отношении вновь созданного на их средства имущества.

Однако, уже с выходом Российской Федерации из состава Советского Союза начинается процесс возвращения церкви принадлежавшего ей ранее имущества. В 1991 г. выходит Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. №135-рп «О возвращении Русской Православной Церкви строений и религиозной литературы» Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. №135-рп «О возвращении Русской Православной Церкви строений и религиозной литературы» [Электронный ресурс]. Элект.ст. - URL: http://cddk.ru/gos_i_religia/law/president/006.htm. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 30.03.2012). - РПЦ МП передано здание Совета по делам религий при Кабинете Министров СССР вместе с его библиотекой религиозной литературы.

В 1993 г. выходит Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». - поручение Правительству РФ подготовить «поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий».

В 1995 г. Правительство РФ принимает Постановление №248 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 №248 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».. Оно определяло общие принципы передачи объектов религиозного назначения в собственность, пользование либо совместное пользование с учреждениями культуры. Ответственными за передачу имущества являлись: Министерство культуры Российской Федерации для имущества, относящегося к памятникам истории и культуры, и Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом - для остальных объектов. Решение о передаче принимает Правительство РФ. Постановление запрещало передачу в собственность религиозных организаций памятников истории и культуры, относящихся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Среди переданных в 1990-е гг. РПЦ МП объектов религиозного назначения - Донской монастырь, храм мученицы Татианы при МГУ, Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме. Наиболее заметные объекты недвижимости, переданные в собственность РПЦ МП - Интернет-газета «Протестант» GazetaProtestant.ru [Электронный ресурс]. Элект.ст. - URL: GazetaProtestant.ru. свободный. - загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 30.03.2012).

Окончательно же отношения между РПЦ МП и государством на законодательном уровне были закреплены в Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. Лит., 1997. 64 с. и в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., в котором закреплялась «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. к.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский - М.: Юриспруденция, 2001. - С.47.. В целом, в указанном федеральном законе закреплялись положения Конституции Российской Федерации о праве каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, основаниям для этих положений является то, что согласно Конституции, Российская Федерация является светским государством. Этот принцип означает, что в России церковь отделена от государства и независима от него, равно как и наоборот. Тем не менее, безосновательно было бы полагать, что религии никак не участвуют в политической и экономической жизни России и не оказывают никакого влияния на российское общество.

К середине 1990-х гг. в России сложилась принципиально новая модель взаимоотношений между РПЦ МП и государством. Впервые, в XX веке, после установления Советского власти, РПЦ МП получила возможность влиять, хоть и очень опосредованно, на политический курс страны. Шаг за шагом, РПЦ МП получала все больше и больше свободы в своих действиях. Начиная с всеобщего празднования 1000-летнего юбилея крещения Руси и избрании на первых свободных выборах Патриарха Алексея II, заканчивая передачей имущества религиозного назначения во владение РПЦ МП, и законодательном оформлении особого статуса православия в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Однако, анализ роли РПЦ МП в государственной политике, немыслим без анализа политической деятельности патриархов, которые являются главными выразителями интересов церкви на государственном уровне.