Развитие теории политической легитимности и легитимация власти в современной России

курсовая работа

2.1 Оценка уровня легитимности в настоящее время

Для наиболее полного представления об уровне легитимности в современной России воспользуемся данными опросов, проведенными ИСПИ РАН в период с 1997 по 2001 гг.

Таблица 1

Доверие к органам власти и общественным институтам

1997

1998

1999

2000

2001

Президент РФ

Доверяют

19,8

6,7

4,7

61, 6

63,5

Не доверяют

57,4

83,1

81,6

13,1

13,2

Затруднились ответить

22,8

10,2

13,7

25,3

23,3

Правительство РФ

Доверяют

16,0

24,0

13,2

29,5

33,6

Не доверяют

54,8

46,5

52,6

30,5

29,7

Затруднились ответить

29,2

29,5

34,2

40,0

36,7

Совет Федерации

Доверяют

12,5

19,3

20,6

15,6

19,3

Не доверяют

44,6

40,6

42,1

34,6

30,9

Затруднились ответить

42,9

40,1

37,3

49,8

49,8

Государственная Дума

Доверяют

13,2

15,4

12,2

12,8

15,1

Не доверяют

53,6

53,6

58,3

51,0

38,7

Затруднились ответить

33,2

31,0

29,5

36,2

38,7

Партии и политич. Объединения

Доверяют

6,5

8,3

6,8

6,6

9,8

Не доверяют

54,6

56,7

54,6

54,7

51,2

Затруднились ответить

38,9

35,0

38,6

38,7

39,0

Уровень доверия нагляднее продемонстрировать на диаграмме:

Опираясь на приведенные данные, можно сделать вывод о том, что в целом в период с 1997 по 2000 гг. доверие к президенту стремительно падало, однако после прихода к власти В.В. Путина этот показатель взлетел до отметки 63,5%, также возросло доверие к правительству, относительно без изменений осталось на невысоком уровне доверие к Совету Федерации и Госдуме, уровень доверия к партиям крайне мал и тоже не изменился.

Это вполне объясняется традиционной персонифицированностью власти в России, и по оценкам различных исследователей, только после прихода Путина появилась стабильная поддержка большинства населения относительно института президенства в России.

Рассмотрим теперь более актуальные данные о динамике доверия населения к власти. Воспользуемся данными опросов, приведенными в журнале "Социс" за 2010 г., №6.

Таблица 2. Уровень доверия населения структурам государственной власти

Структуры власти

2001

2003

2005

2007

2009

Президент России

69

69,9

65,5

84,6

67,6

Правительство

32,4

33,1

32,4

62,9

56,7

Государственная Дума

17,5

21,6

25,3

50,2

38,5

Суды

16

28,3

45,2

45,4

33

Прокуратура

15,8

29,3

44,1

44,2

37

Органы безопасности(ФСБ)

30,4

42,8

39,9

60,1

48

Органы внутренних дел

17,3

21,3

30

33,6

25

Таблица 3. Реакции граждан на действия властей в повседневной жизни

Варианты ответа

2002

2005

2007

2008

2009

Обычно одобряют, поддерживают действия властей

10,7

8,7

11,4

22,7

15

Обычно вынуждены приспосабливаться

41

46,9

37,4

40,7

35,8

Стараются держаться в стороне от властей

28,9

27,2

26,3

23,5

30,5

Относятся к властям к неприязнью, когда возможно, противодействуют им

6,5

7,2

3,7

4,3

7,3

Затруднились ответить

12,9

10

21,2

8,8

11,4

Таблица 4. Мнение рядовых граждан о возможности влиять на решения властей

Варианты ответа

2007

2009

Имеют возможность

2,6

4,2

Скорее, имеют возможность

11,1

8,9

Скорее, не имеют возможности

36,7

31,3

Не имеют возможности

45,6

50,2

Затруднились ответить

4

5,4

Таблица 5. Оценка типа политического режима в России

Варианты оценки

1998

2000

2001

2003

2005

2007

2009

Демократия

2,2

8,8

10,9

10,1

8,9

12,1

14,9

Администрирование чиновников

13,5

22,8

22,6

22,4

29,9

31,3

28,4

Единоличные решения высших руководителей

18,9

18,5

14,3

13,5

21,7

18,8

26,6

Анархия,неразбериха

54,6

38,6

31,4

31,6

20,5

12,2

12,1

Затруднились ответить

10,8

11,3

20,8

22,4

19

25,6

18

Таблица 6. Отношение избирателей к участию в выборах

Варианты ответов

1995

1996

1998

1999

2003

2007

2009

Участие в выборах - обязанность гражданина

73,8

71,2

64,9

60,1

63,9

55,5

59,8

Участие в выборах дает гражданам возможность влиять на власти и судьбу страны

61,5

63

19

22,4

23,9

18

19,2

На основе всех приведенных данных можно сделать следующие выводы: уровень доверия президенту по-прежнему высок, а все остальные структуры существенно повысили степень доверия к себе, в зоне критического отношения оказались органы внутренних дел и прокуратура, недоверие к которым превышает показатель доверия.

Таблицы 3 и 4 наглядно показывают отчуждение основной массы населения от власти в целом.

Таблица 5 показывает, в целом мнения граждан о политическом режиме в стране улучшились (до 2005 г. его характеризовали преимущественно как анархию), однако сейчас большинство опрошенных считает, что в стране происходит администрирование чиновников, что свидетельствует о высоком уровне коррупции и халатности в бюрократическом аппарате. Это подтверждается многочисленными жалобами населения на работу данной структуры.

В целом, отношение народа к власти по сравнению с прошедшим десятилетием несколько улучшилось. Это позитивный момент, однако не стоит забывать, что для успешного функционирования политической системы и развития демократии в нашей стране предстоит сделать еще очень и очень много.

Делись добром ;)