Развитие теории политической легитимности и легитимация власти в современной России
2.1 Оценка уровня легитимности в настоящее время
Для наиболее полного представления об уровне легитимности в современной России воспользуемся данными опросов, проведенными ИСПИ РАН в период с 1997 по 2001 гг.
Таблица 1
Доверие к органам власти и общественным институтам |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Президент РФ |
||||||
Доверяют |
19,8 |
6,7 |
4,7 |
61, 6 |
63,5 |
|
Не доверяют |
57,4 |
83,1 |
81,6 |
13,1 |
13,2 |
|
Затруднились ответить |
22,8 |
10,2 |
13,7 |
25,3 |
23,3 |
|
Правительство РФ |
||||||
Доверяют |
16,0 |
24,0 |
13,2 |
29,5 |
33,6 |
|
Не доверяют |
54,8 |
46,5 |
52,6 |
30,5 |
29,7 |
|
Затруднились ответить |
29,2 |
29,5 |
34,2 |
40,0 |
36,7 |
|
Совет Федерации |
||||||
Доверяют |
12,5 |
19,3 |
20,6 |
15,6 |
19,3 |
|
Не доверяют |
44,6 |
40,6 |
42,1 |
34,6 |
30,9 |
|
Затруднились ответить |
42,9 |
40,1 |
37,3 |
49,8 |
49,8 |
|
Государственная Дума |
||||||
Доверяют |
13,2 |
15,4 |
12,2 |
12,8 |
15,1 |
|
Не доверяют |
53,6 |
53,6 |
58,3 |
51,0 |
38,7 |
|
Затруднились ответить |
33,2 |
31,0 |
29,5 |
36,2 |
38,7 |
|
Партии и политич. Объединения |
||||||
Доверяют |
6,5 |
8,3 |
6,8 |
6,6 |
9,8 |
|
Не доверяют |
54,6 |
56,7 |
54,6 |
54,7 |
51,2 |
|
Затруднились ответить |
38,9 |
35,0 |
38,6 |
38,7 |
39,0 |
Уровень доверия нагляднее продемонстрировать на диаграмме:
Опираясь на приведенные данные, можно сделать вывод о том, что в целом в период с 1997 по 2000 гг. доверие к президенту стремительно падало, однако после прихода к власти В.В. Путина этот показатель взлетел до отметки 63,5%, также возросло доверие к правительству, относительно без изменений осталось на невысоком уровне доверие к Совету Федерации и Госдуме, уровень доверия к партиям крайне мал и тоже не изменился.
Это вполне объясняется традиционной персонифицированностью власти в России, и по оценкам различных исследователей, только после прихода Путина появилась стабильная поддержка большинства населения относительно института президенства в России.
Рассмотрим теперь более актуальные данные о динамике доверия населения к власти. Воспользуемся данными опросов, приведенными в журнале "Социс" за 2010 г., №6.
Таблица 2. Уровень доверия населения структурам государственной власти
Структуры власти |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
|
Президент России |
69 |
69,9 |
65,5 |
84,6 |
67,6 |
|
Правительство |
32,4 |
33,1 |
32,4 |
62,9 |
56,7 |
|
Государственная Дума |
17,5 |
21,6 |
25,3 |
50,2 |
38,5 |
|
Суды |
16 |
28,3 |
45,2 |
45,4 |
33 |
|
Прокуратура |
15,8 |
29,3 |
44,1 |
44,2 |
37 |
|
Органы безопасности(ФСБ) |
30,4 |
42,8 |
39,9 |
60,1 |
48 |
|
Органы внутренних дел |
17,3 |
21,3 |
30 |
33,6 |
25 |
Таблица 3. Реакции граждан на действия властей в повседневной жизни
Варианты ответа |
2002 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Обычно одобряют, поддерживают действия властей |
10,7 |
8,7 |
11,4 |
22,7 |
15 |
|
Обычно вынуждены приспосабливаться |
41 |
46,9 |
37,4 |
40,7 |
35,8 |
|
Стараются держаться в стороне от властей |
28,9 |
27,2 |
26,3 |
23,5 |
30,5 |
|
Относятся к властям к неприязнью, когда возможно, противодействуют им |
6,5 |
7,2 |
3,7 |
4,3 |
7,3 |
|
Затруднились ответить |
12,9 |
10 |
21,2 |
8,8 |
11,4 |
Таблица 4. Мнение рядовых граждан о возможности влиять на решения властей
Варианты ответа |
2007 |
2009 |
|
Имеют возможность |
2,6 |
4,2 |
|
Скорее, имеют возможность |
11,1 |
8,9 |
|
Скорее, не имеют возможности |
36,7 |
31,3 |
|
Не имеют возможности |
45,6 |
50,2 |
|
Затруднились ответить |
4 |
5,4 |
Таблица 5. Оценка типа политического режима в России
Варианты оценки |
1998 |
2000 |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
|
Демократия |
2,2 |
8,8 |
10,9 |
10,1 |
8,9 |
12,1 |
14,9 |
|
Администрирование чиновников |
13,5 |
22,8 |
22,6 |
22,4 |
29,9 |
31,3 |
28,4 |
|
Единоличные решения высших руководителей |
18,9 |
18,5 |
14,3 |
13,5 |
21,7 |
18,8 |
26,6 |
|
Анархия,неразбериха |
54,6 |
38,6 |
31,4 |
31,6 |
20,5 |
12,2 |
12,1 |
|
Затруднились ответить |
10,8 |
11,3 |
20,8 |
22,4 |
19 |
25,6 |
18 |
Таблица 6. Отношение избирателей к участию в выборах
Варианты ответов |
1995 |
1996 |
1998 |
1999 |
2003 |
2007 |
2009 |
|
Участие в выборах - обязанность гражданина |
73,8 |
71,2 |
64,9 |
60,1 |
63,9 |
55,5 |
59,8 |
|
Участие в выборах дает гражданам возможность влиять на власти и судьбу страны |
61,5 |
63 |
19 |
22,4 |
23,9 |
18 |
19,2 |
На основе всех приведенных данных можно сделать следующие выводы: уровень доверия президенту по-прежнему высок, а все остальные структуры существенно повысили степень доверия к себе, в зоне критического отношения оказались органы внутренних дел и прокуратура, недоверие к которым превышает показатель доверия.
Таблицы 3 и 4 наглядно показывают отчуждение основной массы населения от власти в целом.
Таблица 5 показывает, в целом мнения граждан о политическом режиме в стране улучшились (до 2005 г. его характеризовали преимущественно как анархию), однако сейчас большинство опрошенных считает, что в стране происходит администрирование чиновников, что свидетельствует о высоком уровне коррупции и халатности в бюрократическом аппарате. Это подтверждается многочисленными жалобами населения на работу данной структуры.
В целом, отношение народа к власти по сравнению с прошедшим десятилетием несколько улучшилось. Это позитивный момент, однако не стоит забывать, что для успешного функционирования политической системы и развития демократии в нашей стране предстоит сделать еще очень и очень много.