logo
"Северная дипломатия" Республики Корея с 2003 г. по настоящее время

3.1 «Политика мира и процветания» Но Мухёна

Следующий президент Южной Кореи, Но Мухён заменил политику «солнечного тепла» «политикой мира и процветания», которая, по сути, продолжила первую.

В рамках нового курса было выработано 4 основных принципа её реализации: 1) решение всех проблем через диалог; 2) построение отношений на взаимодоверительной и взаимовыгодной основе; 3) международное сотрудничество на основе принципов межкорейских отношений Севера и Юга; 4) участие народа в реализации «политики мира и процветания».

В качестве ключевой стратегии политики были выбраны 3 основных направления: 1) на краткосрочную перспективу -- решить ядерную проблему КНДР; 2) на среднесрочную перспективу -- установить прочный мир на Корейском полуострове; 3) на долгосрочную перспективу -- сделать новую Корею экономическим центром Северо-Восточной Азии.

В ходе реализации этого курса, между Югом и Севером были соединены железные дороги, предполагавшие их выход на Транссиб, проложены автомобильные шоссе. Кульминацией «политики мира и процветания» стало подписание межправительственных соглашений о дальнейших экономических связях и создании в Жёлтом море зоны мира и сотрудничества.

В начале октября 2007 г. в Пхеньяне прошёл второй межкорейский саммит на высшем уровне, по итогам которой Ким Ченир и президент РК Но Мухён подписали «Декларацию во имя развития отношений между Югом и Севером, мира и процветания», развивающую идеи и принципы Совместной декларации 2000 г Новости. URL: http://www.infokorea.ru/about/news/detail.php?ID=1307 (дата обращения: 03.05.2012).. В частности, в декларации было отмечено стремление двух стран решать вопрос объединения самостоятельно и согласно духу «усилиями самого корейского народа»; не вмешиваться во внутренние дела друг друга и решать вопросы межкорейских отношений в духе примирения, сотрудничества и воссоединения; пересмотреть свои соответствующие правовые и организационные системы с целью развития межкорейских отношений в направлении воссоединения нации. Кроме того, было отмечено стремление РК И КНДР расширять и развивать проекты межкорейского экономического сотрудничества на постоянной основе для сбалансированного развития и общего процветания на Корейском полуострове. Отдельно стоит отметить солидарную позицию двух стран о необходимости урегулирования Корейской ядерной проблемы на основе достигнутых договорённостей (Совместного заявления от 19 сентября 2005 г.).

Второй межкорейский саммит на высшем уровне стал ещё одним пиком в развитии отношений между двумя государствами. Его целью было придание нового стимула политическому урегулированию и закрепление достигнутой планки в двухсторонних экономических отношениях. Если первое всегда отличалось нестабильностью и хрустальной хрупкостью, то межкорейское экономическое сотрудничество развивалось достаточно устойчиво Корейская Народно-Демократическая Республика (справочная информация). URL: http://www.dprk.mid.ru/hron_46.html (дата обращения: 03.05.2012)..

В 2007 г. премьер-министры Южной Кореи и КНДР подписали сразу три соглашения о мерах укрепления доверия и экономическом сотрудничестве. Договорённости двух сторон включали в себя целую программу развития контактов и взаимодействия, включая создание в районе Жёлтого моря специальной зоны мира и сотрудничества. Премьер-министр Южной Кореи Хан Доксу и председатель кабинета министров КНДР Ким Ениль договорились, в частности, с 11 декабря начать грузовые железнодорожные перевозки через демилитаризованную зону в создаваемую Южной Кореей индустриальную зону близ северокорейского города Кэсон. В этом технопарке совместно должны были трудиться около 20 тыс. рабочих и специалистов двух корейских государств (реальная цифра - 6 тыс. рабочихНовости. URL: http://www.infokorea.ru/facts/relations/keson.php (дата обращения: 03.05.2012) .). Аналогичную индустриальную зону главы правительств Юга и Севера договорились также создать в районе северокорейского порта Хэджу на побережье Жёлтого моря. КНДР и Южная Корея договорились также сотрудничать в разработке природных ресурсов, сельском хозяйстве, здравоохранении, развитии культуры и искусства, налаживании контактов по линии обществ Красного креста. Премьеры двух корейских государств условились встречаться два раза в год и содействовать проведению межпарламентских контактов между Югом и Севером.

Стимул, приданный двусторонним отношениям вторым межкорейским саммитом, оказался краток и неустойчив. Связанно это оказалось не столько с объективными предпосылками, сколько со сменой президента и его команды в Южной Корее, произошедшей в конце февраля 2008 г.