logo
Понятия дипломатического права и дипломатической практики

1. Определение дипломатии

Термин дипломатия происходит от греческого слова «diploo» (дублирую), что означает дублирование документов.) Значение дублирования состояло в том, что один экземпляр документа (диплома, письменного документа) оставался у суверена, а другой передавался через посланников суверену, с которым велись переговоры.

Раскрывая понятие дипломатии, специальная литература разных стран определяет ее либо как науку, либо как искусство. Так, например, английский дипломат Эрнест Сатоу считает, что «дипломатия» -- есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а иногда и к отношениям их с вассальными государствами или, еще короче, ведение дел между государствами с помощью мирных средств». Шарль де Мартене определяет дипломатию как «науку о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле науку или искусство переговоров». Гарольд Никольсон утверждает, что «дипломатия -- это ведение международных отношений посредством переговоров; это метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся консулами и послами; работа или искусство дипломатии». /Мартин Уайт подчеркивает, что «дипломатия - это система и искусство общения между странами; дипломатическая система - это ведущее учреждение международных тношений». Ян Броунли считает, что термин «дипломатия» «охватывает все средства, с помощью которых государства поддерживают международные отношения, включая двусторонние контакты, осуществляя политические или юридические действия через своих уполномоченных агентов». Малый дипломатический румынский словарь определяет дипломатию как «официальную деятельность Государственных органов внешних сношений... по осуществлению целей и I задач внешней политики государства путем переговоров, переписки и другими мирными средствами».

«Авторы советского дипломатического словаря, изданного в 1984 году, характеризуют дипломатию как «средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач». Там же уточняется, что дипломатия - это «официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей».

Из приведенных выше определений можно сделать следующий вывод: дипломатия - это официальная деятельность государства (или осуществляемая от имени государства) в области внешних сношений, которая охватывает совокупность методов, подходов и других мирных средств, направленных на выполнение целей и задач внешней политики; дипломатия - это наука, включающая дипломатические правила и теорию международных отношений; дипломатия - это искусство вести переговоры.

Следует уточнить, что дипломатическая деятельность осуществляется на основе внутреннего права при соблюдении норм международного права и согласовании с ними.

Внутреннее право (конституция и другие нормативные акты) наделяет различные государственные учреждения полномочиями в области внешних сношений. Так, например, Конституция Республики Молдова предоставляет Парламенту право утверждать основные направления внешней политики, ратифицировать, денонсировать, приостанавливать действие международных договоров, заключенных Республикой Молдова (ст.66), и аннулировать их. Президент Республики имеет следующие полномочия в области внешней политики: ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры... аккредитует и отзывает дипломатических представителей, утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатической миссии, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств (ст.86). Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства (ст.96). Центральным специализированным органом государства, проводящим политику государства в области внешних сношений, является Министерство иностранных дел".

Согласно Закону об организации Правительства Федеративной Республики Германии (ст.П) переговоры с иностранными государствами могут вестись лишь с разрешения или по поручению Федерального Министерства иностранных дел. Руководителем делегации на международных переговорах независимо от области, в которой они ведутся, обязательно должен быть представитель Министерства иностранных дел. В исключительных случаях полномочия представителя МИДа могут быть делегированы.

Нормы международного права устанавливают функции дипломатических миссий, их юридический статус, права и обязанности, привилегии, льготы, дипломатический иммунитет и т.д. Нормы международного права, регламентирующие дипломатическую деятельность, закреплены в двусторонних договорах и соглашениях, а также в соответствующих международных конвенциях. Эти конвенции можно считать попыткой кодифицировать нормы международного права, обобщить и унифицировать многообразие местных обычаев и правил.

Как внутреннее право, так и международное устанавливают правила, согласно которым ведутся переговоры и подписываются юридические акты в форме соглашений, договоров, конвенций, пактов и др. Согласно нормам внутреннего права, в каждом государстве определены его представители, которые по своему положению имеют право вести переговоры и подписывать международные договоры и другие договоренности, не имея на каждый случай специальных полномочий. Такими представителями являются глава государства, глава правительства и министр иностранных дел.

Дипломаты, являющиеся сотрудниками министерства иностранных дел, независимо от чина и должности могут вести переговоры о договорах и международных договоренностях от имени государства лишь при условии предоставления им на это полномочий. Эти полномочия предоставляются либо главой государства, либо главой правительства (в зависимости от договора, вокруг которого ведутся переговоры) и заверяются министром иностранных дел.

Государственные органы (министерства и департаменты), в круг обязанностей которых, определенных внутренними законами каждого государства, не входят внешние сношения, могут иметь лишь частичные международные функции в своей конкретной области (например, министерство сельского хозяйства - в области сельского хозяйства, министерство культуры - в области культуры). Внешняя деятельность таких государственных органов и их сотрудников не вписывается в термин «дипломатия» и на нее не распространяется международный правовой режим".