logo
Политическое пространство

Глава IV. Политическое время

Четвёртым измерением, по аналогии с физикой, следует назвать политическое время. Не менее странные, чем с пространством, метаморфозы происходят с физическим временем, когда его содержанием становится политика. Оно прежде всего превращается в событийное, а не календарное время. Даты типа Октябрь 1917, Апрель 1985, Август 1991 - это вехи, символы, обозначающие событие, которое изменило ход отечественной истории или круто повлияло на нее, привело к перелому в политической жизни. Событийное свойство политического времени - его первая и важнейшая характеристика. При таком свойстве знание и оценка события как единицы измерения политического времени становятся объектами острой политической борьбы. Например, оценка событий Октября 1917 г. даже через 70 с лишним лет - это вопрос о легитимности власти большевиков, о причинах революций Февраля и Октября, об основаниях белого и красного террора, реставрации и т.п. Знание секретных протоколов к Договору о дружбе и границах, заключенному Гитлером и Сталиным в 1939 г., привело к сокрушению политической концепции о добровольности воссоединения Литвы, Латвии и Эстонии с СССР, уничтожило всякую правовую основу этого "воссоединения" (и, кстати, здесь Эстония пошла ещё дальше - речь идёт о демонтаже памятника советским воинам на Тынисмяги; то же можно сказать и о маршах легионеров СС в Латвии).

Еще одна специфическая характеристика политического времени - мифологичность. Это его свойство обнаружено давно и под разными наименованиями присутствует в исторических хрониках многих народов. Например, у некоторых народов в их хрониках время делилось на реальное, когда события происходили недавно и хорошо запомнились, периферийное, когда событие заносилось на шкале времени в "давнее", но все же происходившее на памяти некоторых поколений, и наконец, мифическое. В этом мифическом времени культурные герои у многих народов жили до 1000 лет (например, библейские; выражение "тысячелетний Мафусаил" стало нарицательным) или даже до 20 000 лет (шумерские цари).

Наконец, политическое время обратимо, и это, пожалуй, самое странное его свойство. Иными словами, общество может возвращаться в то политическое, социальное, духовное, даже экономическое состояние, которое оно уже как будто проходило. Если не полностью, то в каких-то аспектах, аналогах. Определенная сумма событий или небольшое событие, даже случай могут вызвать цепь лавинообразных, синергетических процессов, которые, действуя нелинейно, возвращают общество в прошлое политическое состояние.

Это происходит чаще всего тогда, когда этнос спасается, защищается от разрушительных воздействий современности. Пример Хомейни, который, совершив, пожалуй, самую значимую революцию XX в. - исламскую, - вернул иранское общество к фундаментальным исламским ценностям VII - VIII вв., - яркое тому доказательство.

Процессы возрождения ислама не миновали и Дагестан. Духовенство хоть и развивалось очень быстро и стало фокусом общего процесса возрождения ислама, но тем не менее собрать под свой контроль все формы исламского общежития ему было не под силу. Тогда в некоторой степени в Дагестане повторилась ситуация начала XIX века и мистические религиозные течения и ордена получили достаточно большую свободу для деятельности и соответственно формирования собственных интересов. Есть традиционные для региона ордена, это конечно разного толка суффийские, но они давно уже имеют моноэтничную ориентацию и не могут претендовать на роль соединения интересов представителей нескольких этносов, а раз так, то особую роль стали играть экзотические для Дагестана невиданные прежде религиозные течения и формы, которые как раз и могли абсорбировать представителей разных этносов, давая им равные права в реализации религиозного пыла Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа. - Махачкала, 2002. - С. 30-34.