logo
Политические системы западноевропейских стран: Германия, Франция, Италия

4. Политическая система Италии

«Италия (в дальнейшем И.) -- «демократическая республика, основой которой является труд», говорится в Конституции, принятой в 1947.

Управление государством осуществляется в соответствии с конституционными принципами и нормами гражданского права. Высший орган законодательной власти -- двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти -- кабинет министров (правительство). Глава государства -- президент. Глава высшего органа законодательной власти -- спикер верхней палаты парламента. Глава высшего органа исполнительной власти -- премьер-министр».

По характеру распределения прерогатив в системе власти И. является парламентской республикой. Нижняя палата (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя (Сенат) -- на 6 лет всеобщим прямым голосованием; в первом случае избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18, лет, во втором -- 25 лет. Новый избирательный закон 1993 заменил пропорциональную систему голосования смешанной, с преобладанием мажоритарного принципа. В палате депутатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной основе, остальные -- пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом порога доступа (4%). В Сенате 3/4 мест заполняются мажоритарным, остальные -- пропорциональным голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата. Небольшое число сенаторов за особые заслуги перед страной может быть назначено пожизненно.

По итогам выборов президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем парламенту. Правительство ответственно перед парламентом. Наличие в этом органе большого числа фракций и неустойчивость партийных коалиций обычно приводили к частой смене кабинетов. Президент (согласно закону, он не может быть моложе 50 лет) избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат и 58 представителей районов, сроком на 7 лет. Президент может распускать парламент, но не позднее, чем за 6 мес. до окончания срока его полномочий.

«Высшим органом судебной власти является Конституционный суд. Он состоит из 15 судей, треть которых назначает президент, треть избирается парламентом, а треть избирается обычным и административным Верховными судами.

Система исполнительной и законодательной власти на местах переживает период трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг - передача части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на периферию. В 1993 введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Все это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти. Одновременно повысилась роль функциональных автономий -- парагосударственных организаций, обладающих специфической формой самоуправления и тесно взаимодействующих с властями в решении местных задач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Появилась и новая структура -- совещания, представляющие собой органы постоянного взаимодействия центральной администрации с региональными и местными звеньями власти на консультативной основе. Круг вопросов, входящих в сферу деятельности негосударственных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растет, что создаёт предпосылки для федеративного переустройства. Однако возникающая система дока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий. Начавшаяся реформа носит в известной степени импровизационный характер: механизм передачи управления на субнациональные уровни недостаточно проработаны, многие вопросы разделения полномочий между районами, провинциями и муниципалитетами до конца не прояснены.» Партийная система И. в нач. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предшествовавшая ей система характеризовалась как «несовершенная двухпартийность», поскольку не допускала обычного для демократического государства чередования у власти двух ведущих партий или блоков.

политический законодательный власть правление