logo
Политические конфликты в современной России

1.2 Понятие, функции, этапы и виды политических конфликтов

Конфликт - «способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития» Запрудский Ю.Г. Конфликт// Политология. Словарь. под ред. В.Н. Коновалова. М: РГУ, 2010.С. 168.. Основу политического конфликта составляет категория власти - это борьба социальной группы (политической партии, нации и др.) за обладание теми или иными правами и свободами в ущерб прав и свобод другой социальной группы. Так, борьба за права одной этнической группы предполагает увеличение социальных и политических прав данной группы иногда за счет прав других этнических групп. Предметом политического конфликта является «позиционный дефицит (дефицит социальных позиций - социальных статусов, ролей и т. д.) и дефицит источников (определенных материальных или духовных ресурсов). Конфликт возникает в том только случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счёт друг друга. Противоборствующие стороны в конфликте всегда стремятся к доминированию, то есть к возможности направлять и контролировать действия другой стороны» Глухова А.В. Политические процессы: учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2009. С. 65..

Проблема теоретического и практического изучения конфликта издавна привлекает внимание исследователей, однако собственно рождение соответствующей отрасли знания относится к 50-м годам двадцатого века. Наибольший вклад в развитие конфликтологии внесли западные учёные, такие как Л.Козер, Р.Дарендорф и К.Боулдинг. В нашей стране исследование конфликта в течение долгого времени оставалось на периферии общественных наук, вследствие значительной идеологизированности общества. «Исследование особенностей протекания социальных конфликтов в исторических, национальных, политических условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культурным наследием, традициями народного развития. Будет ли конфликт сопровождаться кровавыми событиями или ограничится парламентскими дебатами, во многом зависит от традиций культурного характера, привычных особенностей поведения сторон в конфликтной ситуации. Поэтому вполне естественно ставить и изучать вопрос о самобытных особенностях российской конфликтности, о восприятии конфликтной ситуации русским человеком и представителями тех народов, историческая судьба которых тесно связана с Россией» Запрудский Ю.Г. Конфликт// Политология. Словарь. под ред. В.Н. Коновалова. М: РГУ, 2010. С. 168.. Важной особенностью политического конфликта является тот факт, что этот конфликт всегда является групповым, поскольку любой субъект политической сферы выражает мнение и требования группы лиц и никогда - требования личные. При этом политический конфликт предполагает, что его разрешение произойдет на нормативном уровне, итог политической борьбы будет зафиксирован законодательно.

Структурно политический конфликт состоит из следующих элементов Глухова А.В. Политические процессы: учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2009. С.84.:

- источник конфликта - разногласие, возникающее между сторонами будущего конфликта;

- повод - конкретное событие, которое может послужить началом развития конфликта;

- стороны политического конфликта - субъекты политики, которые непосредственно или косвенно участвуют в политических событиях; их восприятие и позиции;

- средства политического конфликта - применяемые сторонами в противоборстве друг с другом ресурсы, способы и приемы; характер политического конфликта - наиболее характерные типичные отношения сторон друг к другу и занимаемые ими позиции.

Типологии политического конфликта разнообразны. В самом широком смысле выделяют два основных политических конфликта: системные и внесистемные. Системные политические конфликты развиваются в нормативном пространстве, при их развитии и разрешении используется централизованный аппарат государственной власти, а также законные средства диалога между субъектами политической сферы. Внесистемные конфликты развиваются стихийно, они в своем развитии и разрешении игнорируют нормы действующего законодательства. Эта классификация дополняется разделением политических конфликтов на институциональные и внеинституциональные. По форме протекания политические конфликты могут быть разделены на насильственные и мирные, а по стратегии противоборствующих сторон - на рациональные и иррациональные. В зависимости от степени освещения политического конфликта, он может быть публичным или закрытым, по продолжительности - краткосрочным или долгосрочным. Данная типология политических конфликтов основывается главным образом на критерии политической системы.

Существует также типология политических конфликтов с точки зрения иерархии. Она основывается на представлении о том, что любой конфликт является борьбой за доминирование, и политический конфликт в данном случае не является исключением. Однако специфика политического конфликта исключает прямое личностное доминирование - речь может идти лишь о доминировании идеи или политической платформы. По критерию иерархичности политические конфликты традиционно разделяют на горизонтальные (развертывающиеся внутри властных структур) и вертикальные («власть - общество»). Исходя из степени нормативного регулирования, институционализации - борьбу в рамках политического режима и борьбу за режим. Вместе с тем в рамках политического режима выделяются разные конфликты по горизонтали власти: парламентские дебаты, конфликты большинства и меньшинства, правительственные, парламентские, конституционные кризисы, и т. д. - их можно обобщенно назвать государственно-правовыми конфликтами. Вертикаль «власть - общество» включает в себя статусно-ролевые конфликты, где происходит борьба за достижение целей отдельных социальных групп, как правило - не имеющих отношения к политической элите.

Помимо этого политические конфликты могут быть классифицированы по источнику возникновения. Выделяют три основных типа источников политических конфликтов:

- внесоциальные источники конфликта;

- социальные источники конфликта;

- комбинированные источники конфликта.

Внесоциальные источники также называют иррациональными, такие конфликты основываются на инстинктивных импульсах и протекают внеинституционально. Социальные источники являются рациональными, они предполагают зарождение, протекание и разрешение социально-политического конфликта в рамках организованных структур. Комбинированные источники возникают, к примеру, когда конфликт зарождается стихийно, однако впоследствии его протеканием руководит тот или иной общественный институт.

Исследователи выделяют следующие стадии развития и протекания политического конфликта Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. С. 125.:

- скрытая стадия - стороны конфликта не предпринимают никаких действий, которые могли бы нанести ущерб противнику. Конфликт протекает в основном за счёт изменения внутреннего состояния сторон. Стороны оценивают ситуацию и выдвигают на уровне гипотез возможные пути развития событий;

- открытое противостояние - воплощается в конкретных действиях противоборствующих сторон, направленных друг против друга. Это может встречаться в различных формах.

В этих формах возможно аналитическое исследование политического конфликта. Исследование скрытого конфликта возможно в обществе с развитой системой социальных и политических информационных служб. В целях выявления подобных конфликтов и своевременного их решения, соответствующие аналитические службы производят регулярный мониторинг общественных настроений. В Российской Федерации этим занимается, к примеру, Левада-центр. Подобные службы могут заниматься широким кругом проблем, наблюдая за состоянием общества в целом, либо ориентироваться на узкий круг вопросов, к примеру - наблюдать за динамикой состояния свободы совести в Российской Федерации. Аналитическое изучение конфликтов в открытом состоянии, как правило (однако - не всегда), осуществляется правительственными комиссиями, наделенными соответствующими полномочиями. Однако начало работы с конфликтом, когда он находится в открытой фазе, нередко свидетельствует о недостаточном уровне аналитической поддержки в социально-политической сфере.

Таким образом, можно говорить о том, что политический конфликт охватывает значительную часть общества. Наиболее распространённые типологии политических конфликтов основываются на типе политической системы и характеризуют протекание политического конфликта на основании вовлеченности различных политических подсистем. При этом многие исследователи уделяют значительное внимание культурно-идеологической составляющей конфликта. Это тем более обоснованно в свете особенной значимости этического аргумента на политической арене. Демократическое общество основывается на принципе равенства и общего блага, следовательно, обвинение в желании воспрепятствовать реализации принципа общего блага равняется обвинению в недемократичности и, следовательно, в несоответствии субъекта политической сферы возложенным на него полномочиям или, выражаясь публицистическим языком, в «предательстве идеалов демократии». Значимым для большинства классификаций критерием также является критерий формы протекания конфликта: институциональность и нормативность, либо их отсутствие. В первом случае конфликт считается демократическим, во втором - тоталитарным. Эти два классификационных полюса фактически сводятся к проблеме наличия/отсутствия возможности для диалога между народом и властью.