logo
Политические идеи современности

2. Марксистская и современная социал-демократическая мысль

На рубеже 80-90-х годов прошлого века в европейском рабочем движении сложились два направления: реформистское и революционное, которые постепенно переросли в самостоятельные идейно-политические течения.

Социал-демократическое (реформистское) течение оперирует такими понятиями, как «солидарность», «реформа», «плюрализм», «социальное партнерство». Для него характерно пристальное внимание к вопросам социальных гарантий политической демократии. По вопросу преобразования современного общества социал-демократы придерживаются следующих взглядов: они считают, что социалистическое общество не может быть создано в какой-то одной стране, а возникает как массовое явление, как новая ступень человеческой цивилизации; основным методом преобразования является реформа. Понятие «реформа», «социальное партнерство» (т.е. классовый компромисс) выступают ключевыми в политике социал-демократов. Практика показывает, что социал-демократическое руководство, находящееся у власти в ряде стран, на деле воспринимает реформы как определенную корректировку социально-экономического развития, как обеспечение четкого и эффективного функционирования существующего строя. Его совершенствование и становится главной задачей реформ.

Коммунистический вариант социалистической идеи воплощен в теории марксизма. Марксизм возник в 40-е годы XIX века как научное обобщение и выражение коренных интересов нарождающегося рабочего класса. Ключевыми понятиями являются: «классовая борьба», «социалистическая революция», «диктатура пролетариата», «коммунизм». Для марксизма характерна преимущественная ориентация на реализацию классовых целей насильственным путем, обоснование революционного характера перехода от капитализма к социализму.

Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы - это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Наиболее нужной формой выражения классового самосознания является политическая партия.

Экономический базис по его мнению все таки доминирует над государством. А внутри государства противоборствуют два класса: буржуазия и пролетариат. Буржуазия является господствующим классом, причем паразитирующим классом.

Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни общества и тем самым утверждать свое политическое господство.

Когда классовая борьба прекратится с окончанием периода диктатуры пролетариата и построением социализма как общества без классов становится больше некого эксплуатировать и подавлять. Тогда государство за ненадобностью отмирает. В дальнейшем сохраняются только некоторые административные функции по управлению производством.

Политические события, происшедшие в мире на рубеже 80-90 годов, распад СССР, вызвали пристальный интерес к судьбе социалистической идеологии.

С одной стороны, наблюдается превращение социал-демократии в одну из авторитетных политических сил, и то же время - крах модели «реального социализма», которая представляла особый государственный вариант развития общества, утвердившегося в результате социалистической революции. Необходимо учитывать, что перемены в социально-политическом развитии бывших социалистических стран, кризис международного коммунистического движения вызывают неоднозначную реакцию марксизма и его роли в общественном развитии.

Итак, различна историческая судьба двух разновидностей социалистической идеи. С одной стороны, социальная драма модели «государственного социализма», догматического марксизма, и в то же время - успех социал-демократии в решении социальных программ, превращение в авторитетную политическую силу современности.

Однако, несмотря на сложности и противоречия в развитии, социализм выступает как одно из основных направлений современной политической мысли.

Идеология, возникнув более ста лет назад, была удивительно прагматичной, то определило высокую жизненную силу ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мировом сообществе. Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология, как одно из течений внутри марксизма. Пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволяла ей изменяться вместе с изменениями социальной действительности.

Она смогла интегрировать достижения политической мысли разных направлений, в том числе марксизма и либерализма, и создать идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает особый интерес к идеологии социал-демократизма, так как оно выделяет ее из общего ряда политических идеологий отсутствием претензий на глобальность и жесткую нормативность.

Главными ценностями «демократического социализма» признают свободу, справедливость, солидарность. Реализовать данные ценности можно лишь посредствам экономической, политической и духовной демократии. Соответственно социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в сторону реализации названных ценностей, обогащения их реального содержания. Социализм выступает скорее как нравственная категория, нежели экономическая.