logo
Политические детерминанты развития межбюджетных отношений в России

1.2 Характеристика политического процесса в постсоветской России

политический межбюджетный федерализм постсоветский

Рассмотрев и изучив все многообразие различных подходов к определению политических процессов и их типологий, развитие политического процесса в постсоветской России мы будем рассматривать комплексно, преимущественно в макроаспекте, особое внимание уделяя подходу Артура Бентли в определении политического процесса с точки зрения борьбы групп интересов за власть и бихевиористской теории, потому что с момента распада СССР в России произошли изменения во всех сферах общества, влияющих на политическую систему страны, сменился не один лидер, сменилось множество акторов в процессе борьбы за власть.

Периодизация политического процесса в России может исходить из разных оснований. Факторами, согласно которым можно выделить периоды политического процесса в постсоветской России, может быть президентский электоральный цикл и собственно фигура Президента, как ключевого актора политической жизни, экономические преобразования в стране и другие. Но в рамках данного исследования нам интересно рассмотреть политический процесс с точки зрения ключевых межбюджетных реформ, проводимых различными акторами в разные годы развития России.

Экономисты и политологи по-разному смотрят на выделение этапов реформирования межбюджетных отношений в России, но многие исследователи сходятся во мнении выделения следующих этапов:

1. 1991-1993 гг. - создание новой бюджетной системы, формирование основ межбюджетных отношений;

2. 1994-1998 гг. - уменьшение государственного влияния на экономику страны, кризис и пути выхода из него;

3. 1999 - 2001 гг. - приход В.Путина к власти, реформирование страны;

4. 2002 - 2005 гг. - становление прозрачных механизмов финансовой поддержки регионов;

5. 2006-2008 гг. - регионы становятся более самостоятельными в финансировании;

6.2009 - 2014гг. - дальнейшее корректирование бюджетной системы РФ, дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Изменения, которые происходили в России в период 1991-1993 годов, затрагивали все сферы жизни общества. На данном этапе менялась вся политическая система страны, это связано, прежде всего, с разработкой и принятием Конституции 1993 года, возникновением новых политических партий и противоборством двух политических групп - сторонников действующего президента Б. Ельцина и его противников в лице Верховного Совета, политическая борьба которых закончилась открытым столкновением с применением насилия и штурма Белого дома. Итогом противостояния стал переход власти к Президенту России.

Политический процесс в этот период можно определять с точки зрения подхода А. Бентли, где он представляет собой борьбу групп интересов за власть, причем в производной плоскости, где государственные институты выступают в роли групп интересов, в данном случае институт президентства и Верховный Совет. Каждая группа интересов играла по правилам игры, набирая как можно больше сторонников на свою сторону.

Партийная деятельность того времени протекала в условиях переходного периода, чем и обусловлены ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализировались. Несмотря на определенные противоречия партийной жизни, она все же оставалась в числе факторов, влияющих на развитие политического процесса. Именно на основе партийно-блоковых структур формировались группы "системной" (думской) и "внесистемной" поддержки различных политических сил и их ставленников, с той или иной степенью активности участвовавших в борьбе за распределение влияния в высших эшелонах российской власти. Причем это относится не только ко всем без исключения представителям правящего истеблишмента, но и к субъектам политического процесса, выступавшим "под флагом" тех или иных группировок и групп влияния. Так, бывший премьер-министр В. Черномырдин пользовался прямой поддержкой движения "Наш дом - Россия", а иногда даже левого большинства Государственной Думы во главе с фракцией КПРФ. Будучи руководителем президентской Администрации, а позднее первым вице-премьером правительства России, А. Чубайс в своей деятельности опирался на ряд "внесистемных" сил, объединенных в блоке Е.Гайдара, а также на многочисленные коммерческие структуры и деловые круги. Кроме того, в его арсенале находилась незарегистрированная, но достаточно активная депутатская группа партии "Демократический выбор России" (ДВР) во главе с С. Юшенковым. Политический процесс в 1991-1993 годы можно назвать стихийным, в действиях правительства не прослеживался четко продуманный план действий. Например, принятие Конституции формально закрепило статус России как федерации, однако, отношения с национальными республиками не были отрегулированы до конца, прослеживалось неравноправие субъектов. Возник феномен "региональных владык", когда избранные руководители субъектов федерации стали превращаться своего рода в слабо контролируемых воевод. Выбранный курс реформ на модернизацию социально-экономической сферы общества также потерпел неудачу - произошел сильный спад промышленного и сельскохозяйственного производства, большой отток капитала за границу, обесценивание вкладов населения в банках. Политический процесс в это время переходный, глобальный, преимущественно вертикально организованный.

Летом 1994 года премьер-министром России В. Черномырдиным был объявлен курс на новые экономические и социальные реформы. Суть реформ была в укрупнении приватизации, которая основывалась на акционировании предприятий и разрешении свободной купли-продажи акций. Акции приобретали работники предприятий, но основной пакет оставался в руках администрации, таким образом, это никак не способствовало экономическому развитию производства. Уже в 1994 году Президент Б.Ельцин признал, что население заплатило слишком большую цену за проводимые реформы и проводимая правительством политика ведет к снижению уровня жизни населения. На политический процесс в этот период сильное влияние оказала начавшаяся в декабре 1994 года первая чеченская война. Военные действия в Чечне не вызвали поддержки со стороны российского населения. После событий в Буденовске политика России по отношению к Чечне изменилась, в республике провели выборы, руководителем стал Д. Завгаев, который сотрудничал с федеральным центром, начался переговорный процесс. Несмотря на захват в 1996 году боевиками Грозного, переговорный процесс продолжился, т.к. приближались выборы президента Российской Федерации.

С осени 1995 года в России проходят выборы в Государственную Думу, президентские выборы, а также местные выборы, в результате которых отчетливо обозначилась расстановка политических сил в стране, влиятельность партий и общественных движений. Выборы в Государственную Думу показали, насколько крепка оппозиция. На выборах победила партия КПРФ, второй стала ЛДПР, партия, поддерживавшая президента - «Наш дом - Россия», стала третьей. Председателем думы был избран Г. Селезнев - один из руководителей КПРФ.

Перед президентскими выборами Б. Ельцин, чтобы повысить свою популярность среди населения, подписал ряд указов, которые повышают пенсии и стипендии, обеспечивают компенсацию сбережений населения, обесценившихся в 1992 году, отправил в отставку министра иностранных дел А. Козырева и ответственного за приватизацию А.Чубайса. Также Президент посетил Чечню и подписал соглашения с членами чеченской оппозиции о прекращении военных действий. Все эти действия подняли рейтинг Президента среди населения, но, тем не менее, в первом туре выборов он набрал лишь 35 процентов голосов избирателей. Его главным соперником на выборах стал лидер КПРФ Г. Зюганов. Накануне второго тура выборов Ельцин назначил генерала А. Лебедя, который в первом туре выборов набрал 15 процентов голосов, секретарем Совета безопасности и своим помощником, тем самым оттянув его голоса на себя. И уже 3 июля 1996 года Борис Николаевич Ельцин стал первым избранным Президентом России с результатом 53,7 процента голосов.

После президентских выборов продолжилась борьба с оппозицией. Ельцин и его союзники поднимали роль Совета Федерации, председателем которого был избран Е. Строев. После выборов губернаторов в Совете Федерации не осталось назначенных Ельциным людей. Представители регионов были нацелены на решение своих региональных проблем и поэтому поддерживали исполнительную власть в ее борьбе с Думой. Но в обмен на поддержку представители республик просили все большую независимость. В стране сложилась асимметрия прав экономически неоднородных субъектов. Политический процесс в период 1994-1998 годов можно охарактеризовать как борьбу группировок за власть. Появилась достаточно сильная оппозиция, сформировались непростые отношения с регионами, политические решения принимались порой стихийно. Политический процесс стал легитимным, продолжал оставаться вертикальным, а по типологии Юрия Шутова его можно отнести к харизматическому.

Новый виток развития политический процесс получает в 1999 году после ухода Б. Ельцина с поста Президента России и появлением нового весомого актора на политической арене В. Путина. На выборах 26 марта 2000 года В. Путин, набрав 52 процента голосов избирателей, становится новым Президентом Российской Федерации. С приходом к власти Путина начался процесс формирования новой политической элиты. В первую очередь, кадровая политика делала ставку на силовые элементы в составе политической элиты. Основной опорой для Путина стали ФСБ и МЧС.

Новый курс на реформирование страны Владимир Путин начал с реформы федеральных округов и проведением большой налоговой реформы. Также были проведены реформы Совета Федерации, т.е. Путин начал с укрепления всей «властной вертикали», при этом отстранив бизнес-элиту от власти. Важным изменением стал закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях», который должен был стандартизировать систему политических партий в России. В законе закреплялся принцип избрания не менее 50 процентов депутатов представительных органов власти субъектов Федерации, и запрещалось региональным отделениям партии участвовать в выборах. Данная система выборов направлена против местных партий, которые поддерживаются в основном региональными элитными группировками и являются оппозиционными по отношению к федеральному центру. Важным положением стало положение о численности партии, которая не должна быть меньше 10 тысяч человек. В мае 2000 года было создано Министерство экономического развития и торговли России. Министерству были переданы некоторые функции ликвидированных Министерства экономики РФ, Министерства РФ по делам СНГ, Министерства торговли РФ, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Министром экономики был назначен Г. Греф. Экономика России при первом сроке президентства Путина начала достаточно динамично развиваться, по итогам 2000 года рост ВВП составил 10%. В течение 2000 года экономика России стала расти, люди стали получать зарплаты и пенсии.

В период с 2002 по 2005 год продолжается курс на сохранение и реформирование страны и восстановление государственности. В послании Федеральному Собранию в 2002 году, Президент четко обозначает векторы дальнейшего развития страны - проведение административной реформы, борьба с коррупцией, продолжение судебной реформы, борьба с преступностью, разграничение полномочий между регионами и федерацией, возвращение Чечни в политико-правовое поле России, реорганизация структуры местного самоуправления, реформирование системы ЖКХ, вступление в ВТО, поддержка здравоохранения и научной сферы.

В сфере межбюджетных отношений Программа по развитию бюджетного федерализма до 2005 года признает слишком высокую централизацию налогово-бюджетных полномочий, перегруженное состояние местных бюджетов. Программа предлагает ослабление полномочий центра, децентрализацию.

В период первого срока президентства Владимира Путина ВВП вырос на 38%, а уровень инфляции снизился в три раза. Политический процесс в России перешел на новый уровень развития, он стал более централизованным, появился сильный актор в лице Президента, по-прежнему сохранилась оппозиция и бизнес-элиты, но в отношениях с олигархами был достигнут негласный консенсус, по которому Кремль уважает права собственности, а олигархи поддерживают федеральную и региональную политику Кремля. Примером действия против олигархов служит арест Михаила Ходорковского в 2003 году, который пошел против правящей элиты.

Успешная социально-экономическая политика Путина дала ему высокую поддержку избирателей на выборах в 2004 году. КПРФ впервые на президентских выборах не выставила своего лидера Г. Зюганова. Преимущество Владимира Путина перед соперниками было безоговорочным, что и показало голосование. 14 марта 2004 г. Путин победил уже в первом туре, получив голосов на треть больше по сравнению с 2000 г.: 71,3% против 52,94%.

Избрание Путина Президентом страны на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на модернизацию экономики, превращение России в благополучную страну, конкурентоспособную во всех областях жизни. Перед Президентом еще сохраняются острые вопросы, которые требуют скорейшего решения. Это утечка «мозгов» и капиталов. Необходимо было также преодолеть разрыв России от развитых стран в области социальной инфраструктуры, выровнять демографическую ситуацию в стране. В послании Федеральному Собранию в 2005 году Владимир Путин главной политико-идеологической задачей в развитии страны поставил развитие свободного демократического государства. Был создан стабилизационный фонд, в который зачислялись все доходы сверх установленной цены за баррель нефти. Не получила популярности начатая в 2005 г. реформа монетизации льгот вместо их натурализации. Реформа вызвала волну протестов в стране.

При приближении окончания второго срока нахождения Владимира Путина у президентского поста все ждали изменений в политической жизни страны. Главным образом встает вопрос о том, кто заменит действующего гаранта Конституции.

«Представители бизнеса и рядовые граждане - все задумываются о том, что будет после рубежа 2008 года. Все об этом думают. Я это тоже понимаю. И я не считаю и вправе говорить: все, ребята, я пост сдал, привет горячий. А там как хотите, так и разбирайтесь. Так не будет, конечно. Я буду ответственно относиться к исполнению своего долга до последней минуты исполнения обязанностей президента страны. Это значит, что я должен думать о том, как будет развиваться ситуация. Вообще, как мне представляется, если начать навязывать кого-то, то реакция может быть обратной. Но я считаю себя вправе высказать свою точку зрения и свое мнение. По тому или иному кандидату. Я тоже гражданин России и имею право на свое мнение. И я это сделаю», - сказал Владимир Путин.

Впервые подтвердил информацию о кандидате на пост Президента Российской Федерации Владимир Путин на пресс-конференции, состоявшейся 1 февраля 2007 г. Сказал он о том, что он свое предпочтение отдаст кандидату как и все граждане России на выборах, которые состоятся в 2008 г.

Политический процесс в стране в период президентства Владимира Путина был лишен оппозиции, не был в чистом виде вертикальным, оставался, безусловно, легитимным и был построен вокруг президента-лидера. В данном временном отрезке политический процесс можно охарактеризовать по выбранной нами типологии как стабильный, горизонтальный, локально-региональный. Вокруг Президента страны была создана мощная команда как в центре, так и на местах.

Пост Владимира Путина после выборов в марте 2008 г. занял молодой, достаточно либеральный политик Дмитрий Медведев, занимавший пост премьер-министра. Данный этап политической жизни интересен тем, что впервые за 10 лет у руководства страны оказался не один, а сразу два крупных политика, которые вполне сопоставимы по объему полномочий и разных политических ресурсов. До сих пор данная схема сосуществования двух политиков была, как правило, лишь подготовительным этапом перед решающей схваткой. Но, тем не менее, тандем Путин-Медведев оказался нетипичным для России. Вопросом «кто правит в стране» задавались не только ведущие мировые политики, но и простые граждане. У каждого президента должна быть своя команда. Путин сформировал команду спустя два года после избрания на пост Президента. У Медведева как таковой команды не было. Официально Президент является главнокомандующим вооруженных сил России, но руководил ли силовиками Медведев и считали ли они его своим начальником? Владимир Путин выработал особый стиль работы, собирая по субботам в Кремле «совещания с некоторыми главами силовых ведомств», при Медведеве формат работы изменился. Совещания стали проходить два раза в месяц, а сам президент участвовал лишь в 50 процентах случаев.

«За четыре года президентства Медведеву не удалось разместить своих людей на ключевых позициях, он не контролировал основные решения и центры власти. То есть с начала все развивалось по сценарию «президент на один срок». Он это прекрасно знал. Конечно, всегда была возможность, что Медведев попытается перехитрить Путина, но он производил впечатление слабого человека. Это, кстати, заставляет предположить, что возможно благодаря этому Путин и остановил свой выбор на нем», - данное мнение о президентстве Дмитрия Медведева высказывает старший научный сотрудник американского «мозгового центра» HudsonInstitute, сотрудник Института внешней политики при Школе продвинутых международных исследований Университета Джона Хопкинса, автор нескольких книг о России и в прошлом собственный корреспондент в России газет «FinancialTimes» и «WallStreetJournal» Дэвид Сэттер.

Дмитрий Медведев и Владимир Путин управляли страной в тандеме. Особых разногласий за четыре года не было. Разве что в 2011году Владимир Путин не согласился с позицией президента относительно резолюции Совета безопасности ООН №1973 по Ливии, но открытого протеста не выразил, сказав, что премьер-министр занимается социально-экономическими вопросами страны, а президент внешней политикой.

Во время нахождения у власти Д. Медведева в России проводилась более либеральная политика. Действующий президент не концентрировал все управленческие решения в своих руках, проводил более мягкую внешнюю политику по отношению к США. Политический процесс в России в данный период времени не был спокойным.

После выборов 2012 года на президентский пост вернулся Владимир Путин, однако кардинальных изменений в политическом процессе в текущем году не произошло. Это связано, в первую очередь, с тем, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев являются единомышленниками, и последний, будучи Президентом, не претендовал на всю полноту власти, согласовывал ключевые принимаемые решения с В.Путиным, занимавшим пост председателя правительства Российской Федерации.

Хотя следует отметить, что постепенно В.Путин начал проводить ротацию в правительстве и администрации Президента, значительно усилив своих советников и помощников, при этом приближенные Д.Медведеву люди перемещались в кабинет министров либо были отстранены вовсе. Политический процесс в данный период времени переживал модернизацию и перераспределение сил и ресурсов внутри властных групп.