Политическая символика в структуре имиджа территории (на примере Тюменской области)

курсовая работа

2.1 Имидж Тюменской области

Как и любая территория, Тюменская область нуждается в формировании позитивного имиджа. В данном случае под имиджем территории понимается образ определенного географического региона России, сформированный в сознании целевых аудиторий стихийно либо целенаправленно. Положительный образ территории укрепляет ее позиции и обеспечивает конкурентоспособность относительно других территориальных образований, а также повышает уровень качества жизни граждан, способствует успешному продвижению местных товаров и услуг на внешнем рынке и воздействует на мнения, оценки инвесторов, представителей федеральной власти.

Стихийно сложившийся образ любых субъектов нуждается в трансформации, потому что изменяется время и восприятие своего места проживания у населения, изменяются стандарты жизни. Управление имиджем - важная составляющая современного менеджмента и маркетинга территорий. В настоящее время имидж Тюменской области является односторонним, территория воспринимается исключительно как нефтегазодобывающая провинция. Об этом свидетельствуют пилотные социологические исследования, осуществленные в 2008 г. Объектами данных исследований явились представители внутренней аудитории (студенты вузов г. Тюмени) и внешней - жители других городов России, Молдавии, Украины. Целью исследований было выяснение того, как целевая аудитория воспринимает. В данном случае восприятие - это «процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета». Исследование проводилось в форме анкетного опроса [4, С.211].

В ходе исследования выяснилось, что у большинства жителей других территорий (98%) словосочетание «Тюменская область» ассоциируется в первую очередь с нефтегазодобычей. 70% тюменских студентов точно воспринимают свою территорию. Внешней аудитории известны имена Д.И. Менделеева (22%) и С.С. Собянина (18%). Тюменцы знают С. Собянина (55%); своего губернатора В.Якушева и участницу реалити-шоу «Дом 2» А. Водонаеву (по 15%). От 1 до 3% набрали: Д.И. Менделеев, П.П. Ершов, Ермак, В.И. Муравленко, Ю.Н. Неелов, В.П. Крапивин [4, C.212].

Представители внешней аудитории в целом незнакомы с достопримечательностями Тюменской области, лишь 17% из них назвали Тобольский кремль. Им неизвестно ни одной торговой марки, произведенной в регионе. При назывании сфер деятельности, наиболее привлекательных для студентов вузов г. Тюмени, мнения распределились следующим образом: перспективы будущей работы - 50%; проведение досуга в культурно-развлекательных центрах - 20%; реализация творческих и спортивных возможностей - 15%; получение образования - 15%.

Основным источником информации о Тюменской области среди представителей внешней аудитории являются СМИ - 78%; по отзывам других людей о регионе известно 19% граждан; по личному опыту с областью знакомы 3% опрошенных. Среди СМИ для жителей других территорий приоритетными в получении информации являются телевидение и радио. Газеты читают лишь 8% респондентов [4, С.213].

Для более полного представления об имидже территории в 2008-09 гг. был проведен контент-анализ федеральных СМИ: «РИА Новости», «Комсомольская правда», «Российская газета» (по данным рейтингового агентства «Ex Libris», эти издания входят в пятерку самых популярных СМИ Российской Федерации. Также анализировались «Русское радио», Радио «Маяк», «Первый канал», «НТВ» (по данным рейтингового агентства «Сomcon», эти СМИ входят в пятерку лидеров на рынке отечественных теле и радио каналов). В итоге было проанализировано 131 сообщение, показавшее, что 82% публикаций о регионе носит положительный характер (например, «самая красивая девушка мира родилась в Нижневартовске и учится в Тюмени»). На втором месте - нейтральная информация - 11%.

Отрицательную оценку имеют только 7% сообщений («в Тюмени был зверски убит гастробайтер»). Основной объект журналистских материалов - социальная жизнь региона - 87%. Основная информация о спортивных, культурных достижениях области, о ее выдающихся людях и важных официальных визитах. Примечательно, что сообщения о Тюменской области в информационном агентстве «РИА Новости» появляются практически каждый день и носят в большинстве случаев нейтральный или положительный характер. Сюжеты о регионе размещаются на федеральных телеканалах с периодичностью раз в месяц, в основном, положительные - 82%; в газетах - 3-4 раза в месяц, материалы носят как положительный, так и отрицательный характер - 48% и 34% соответственно, на радиостанциях - 1-2 раза в месяц, информация является, в основном, нейтральной (82%). [4, C.216].

Разработка стратегии и программы комплексного продвижения имиджа позволяет оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на информационные, социо-культурные, спортивные и другие проекты, которые в любом случае происходят в городах и регионах. При комплексном подходе результаты реализации данных проектов не являются разрозненными, а целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей в восприятии целевых аудиторий: органов федеральной власти, российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, средств массовой информации.

Без применения современных инструментов и технологий, позволяющих создать сильный бренд региона, уже невозможно представить конкурентную борьбу за внешние и внутренние инвестиции, экономические рейтинги, туристические потоки и т.п.

Бренды территорий, как правило, работают с внешними аудиториями и решают экономические (туристические), геополитические задачи: привлечение инвестиций, туристов, высококвалифицированных работников и т.д. Создание единого гуманитарного пространства, усиление региональной идентичности. Необходимо, чтобы бренд области работал не с традиционными внешними аудиториями, а с внутренними: жителями самого региона. Новые задачи - культивирование чувства гордости за свой регион, улучшение социального климата, усиление идентичности, вовлечение жителей в решение общих задач.

Таким образом, сообщения о регионе в федеральных СМИ в основном носят положительный характер, хотя тематика сообщений является односторонней - социальные аспекты жизни региона. Недостаточно материалов о том, как в области реализуются инновационные проекты, как область справляется с кризисом и т.д. В современных условиях превалирование в имидже территории только одной, экономической составляющей, негативно влияет на перспективы развития региона, способствует его стратегическому отставанию. Исходя из этого, возникает потребность изменить структуру текущего имиджа Тюменской области, позиционировать ее как территорию, привлекательную для населения, потенциальных инвесторов, туристов, обладающую разнообразными товарами, услугами, культурными ценностями и т.д. Для этого необходимо продвигать в СМИ официальные политические символы Тюменской области - флаг и герб, речь о которых заходит очень редко. Они должны быть более узнаваемыми, ими должно гордиться население области.

Делись добром ;)