logo
Политическая наука в странах Западной Европы и США

2.1 Политические взгляды американских просветителей XVIII в.

Политические взгляды американских просветителей представляют собой яркую страницу в истории передовой общественной мысли. Они формировались под непосредственным воздействием борьбы колониальной Америки против английского владычества, которую не без оснований называют революционно-освободительной войной (1775-1783). Некоторые из просветителей были ее участниками, более того, возглавляли и направляли ее, стояли у истоков образования государства - Соединенные Штаты Америки. Так, А. Гамильтон был секретарем Дж. Вашингтона во время Войны за независимость и министром финансов в его правительстве, когда Вашингтон стал первым президентом США. Дж. Адамс, Т. Джефферсон и Дж. Медисон - соответственно второй, третий и четвертый президенты этой страны. Б.Франклин - один из авторов Декларации независимости и Конституции США, будучи крупным ученым-естествоиспытателем, в течение ряда лет находился на государственной и дипломатической службе.

Политические взгляды этих просветителей органично сливались с практикой их собственной политической деятельности, обогащались этой практикой и реализовались на ее основе. Они были воплощены в основополагающих документах становления и развития государства США. Теоретическими предпосылками их политических взглядов были главным образом учения английского буржуазного либерализма и французского Просвещения христианской этики.

Остановимся на характеристике взглядов тех американских просветителей, которые внесли наибольший вклад в осмысление проблем политической жизни общества, государства, гражданских прав и свобод личности, социального равенства, политического равноправия и т.д.

Политические воззрения Томаса Джефферсона (1743-1826) были выражены в Декларации независимости (1776), главным автором которой он был. В Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. В частности, дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства. В Декларации сказано: «Мы считаем следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем очевидным (прирожденными и неотчужденными) правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью».

В то же время в Декларации говорится о стремлении человека к счастью как о важнейшей морально-психологической установке его существования в обществе. В этом заметно влияние на политические воззрения Джефферсона соответствующих положений христианской этики.

Джефферсон придавал большое значение также «теории морального чувства», согласно которой такое «чувство», как «нравственный инстинкт», присуще всем нормальным людям.

Большое влияние на умы людей оказали взгляды видного представителя демократического направления американского Просвещения Томаса Пейна (1737-1809). В памфлете «Здравый смысл» он еще до Вашингтона и Джефферсона провозгласил и обосновал лозунги борьбы за американскую независимость и сам был активным участником Войны за независимость и Французской революции. В памфлете «Права человека» Пейн более подробно изложил свои политические взгляды, прежде всего на права человека и его гражданские свободы.

Подобно другим просветителям и политикам США, Пейн придавал решающее значение соблюдению Конституции. Он охарактеризовал ее как «свод положений, на который можно ссылаться, цитируя статью за статьей». Он писал, что на принципах Конституции должны основываться государственная власть, ее структура и полномочия; способ избрания и продолжительной власти - все то, что касается «организации гражданского правления в обществе и государстве». Единственным источником Конституции Пейн признавал «народную волю».

В то же время Т. Пейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий граждан. А «основополагающим принципом свободы» считал обеспечение политического и правового равенства граждан.

Ярким выразителем другого направления американской общественно-политической мысли XVIII в. был Александр Гамильтон (1757-1804). Он выражал экономические и политические интересы не широких демократических масс, как Т. Пейн и Джефферсон, а узкого слоя торговой и промышленной буржуазии. Он обосновал необходимость развития капитализма в США и всячески поддерживал представителей крупного капитала.

Гамильтон рассматривал общество как арену столкновения интересов различных классов и социальных групп. В этой борьбе побеждает тот, у кого богатство, деньги, этим завоевывается и политическая власть. Социальное неравенство он характеризовал как естественное и необходимое, которое требует соответствующей формы государственного устройства. Государство, по Гамильтону, должно защищать и укреплять, прежде всего, власть богатых людей, которые призваны играть главную роль в обществе, развивать его экономику и культуру и могут содержать сом государство.

Политические взгляды Джефферсона, Пейна, Гамильтона и других американских просветителей XVIII в. при всех их сходствах и различиях оказали серьезное воздействие на развитие политического сознания американского общества и решение практических проблем становления государственности Соединенных Штатов Америки.

2.2 Политические теории европейских мыслителей XIX - начала XX вв.

Сложившиеся ранее направления и традиции, в том числе традиции локковского либерализма, учение о республике и роли законов в жизни общества Ш.Л. Монтескьё, а также учение об общественном договоре, чаще всего в толковании Ж.-Ж. Руссо, получили дальнейшее развитие в европейской политической мысли XIX в. В то же время появились и новые направления, отразившиеся реалии своего времени и обосновавшие соответствующие способы совершенствования политической жизни общества и деятельности государства.

В первой половине XIX столетия появилась так называемая позитивистская концепция развития общества и соответствующая теория его политической жизни. Она изложена, прежде всего, в работах французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), считавшего позитивизм «особым способам мышления», направленным на «согласование наблюдаемых фактов», выяснение отношений между ними. Никакой созерцательности или умозрительности, присущих в той или иной степени всем известным ему концепциям общественного развития, Конт не допускал. Главное - это научное выяснение реальных исторических фактов, выявление их связей и соотношений. Это касается изучения всех общественных явлений, в том числе политических.

«Новая политическая философия» О. Конта базируется на следующих основополагающих положениях:

- общество представляет собой целостною социальную систему;

- данная система закономерно развивается от своего низшего состояния к высшему и от простого к сложному;

- в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их познавательной деятельности;

- политическая деятельность людей определяется их политическим сознанием и направлена на укрепление общества как целостной социальной системы;

- в зависимости от политического сознания людей формируется соответствующий государственный строй, решаются проблемы гражданский прав и свобод граждан.

Анализируя эволюционное развитие общества, в том числе «естественные законы политических явлений», Конт пришел к выводу, что только буржуазная республика в состоянии решить основные задачи государства - защиту и обеспечение развития нового общественного строя.

Еще одним «естественным законом политических явлений» Конт считал социальное неравенство. Социальное неравенство толкуется Контом как естественное и неизбежное. В этих условиях политические деятели должны правильно регулировать отношения между различными социальными группами в интересах сохранения стабильности в обществе.

Роль правительства Конт видел, в частности, в сохранении порядка и поддержании мира. Никакой власти народа он не признавал и считал, сто интересам современного ему общества более всего отвечает власть промышленников, торговцев и банкиров, которую он характеризовал термином «социократия». Однако он подчеркивал, что власть эта должна быть использована прежде всего для достижения благосостояния общества и создания в нем гармонических отношений между отдельными людьми и социальными группами. Гармония в обществе, утверждал Конт, это, прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных групп.

Позитивистское направление в политологии было продолжено английским мыслителем Гербертом Спенсером (1820-1903). В духе позитивизма он указывал на необходимость познания сложной системы связей причин и следствий в общественной жизни. Общество рассматривается им как биосоциальный организм, сочетающий в себе биологические и социальные свойства.

Спенсер постоянно призывал к тому, чтобы в анализе политических и других явлений жизни общества придерживаться «объективного метода», т.е. исследовать их такими, какими они выступают в самой действительности, не поддаваясь субъективным переживаниям, освобождаясь «от тех чувств, симпатий и антипатий», которые могли бы помешать спокойному и точному наблюдению условий развития этих явлений.

Из закона о равной свободе, который обосновал Спенсер, следует, что «все члены общества должны обладать одинаковыми политическими правами» и иметь одинаковые возможности влиять на законодательство. А это может обеспечить лишь демократическое правление. По Спенсеру, суть демократии выражают такие понятия, как «свободные учреждения», «гражданские свободы», «самоуправление» и т.п.

Принципиально иначе решали проблемы политической жизни общества немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс (1818-1883) и его последователи. Подобно О. Конту и Г. Спенсеру, Маркс подходил к обществе как к целостной социальной системе, усматривая основную роль политических институтов общества и государства в укреплении этой системы, и стремился к ее научному анализу. Однако этот анализ проводился с материалистических позиций.

С точки зрения Маркса, в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. При этом в первую очередь указывается не на естественные условия их жизни, а на социальные, которые, по Марксу, определяют специфику общества как саморазвивающегося социального организма.

Непосредственным объективным основанием существования политических явлений марксизм объявляет классы, порожденные способом производства, и классовую борьбу. Другой выдающийся последователь Маркса - русский мыслитель и революционер В.И. Ленин определял политику как отношение между классами. Можно сказать, что в рамках марксизма возникла и оформилась классовая теория политики. В этой теории политическая свобода личности характеризуется как е свобода от социального угнетения, возможность ее активного участия в политической жизни общества, свободно выражать свои политические взгляды и столь же свободно проявлять свою волю. Маркс, Энгельс, Ленин и другие марксисты выступали за предоставление такой свободы широким массам людей наемного труда, подчеркивая, что политика - дело миллионов, и считали, что достижения в этом определяются немалой степени соотношением классовых сил в том или ином обществе.

С точки зрения марксизма главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. И это не случайно. Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни общества и тем самым утверждать свое политическое господство.

Позитивистский подход О. Конта и Г. Спенсера к анализу социально-политической проблематике своего времени в немалой степени способствовал ее научному исследованию и становлению политологии как науки.

Марксистское учение стало политической идеологией коммунистических партий. Многие его положения были догматизированы и в таком виде применялись на практике в социалистических странах.

Заключение

Политика затрагивает интересы всех людей, каждого человека. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что жить в обществе и быть свободным от политики невозможно.

Политология (от греч. "политика" - государственные или общественные дела и "логос" - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике, её взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

Высокая значимость политической науки определяется первостепенной ролью политики в жизни общества. На протяжении всей истории цивилизации политика оказывала важное воздействие на судьбы стран и народов, повседневную жизнь человека.

Изучение политологии рекомендовано ЮНЕСКО в 1948 году, и она массово изучается в высших учебных заведениях, успешно конкурируя с юриспруденцией, экономическими и философскими науками и имея один из самых высоких рейтингов среди гуманитарных дисциплин.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты политической деятельности.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.

Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Политология представляет собой комплексную науку

Политология, как наука, изучает закономерности функционирования и развития политики.

Политическая мысль человечества развивалась с древних времен в странах Западной Европы и Востока. На каждом этапе развития политические взгляды мыслителей отражали соответствующие реалии общественной жизни. Вместе с тем в них были выражены результаты развития самой политической мысли в ее исторической преемственности. В данной работе были рассмотрены основные этапы развития политических взглядов мыслителей с XVIII по начало XX в.