Политическая борьба и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона

дипломная работа

3. Кризис конца правления Давида и вмешательство его сыновей в политическую жизнь

Военные успехи Давида, добыча, захваченная в войнах, закрепление на важнейших торговых путях Передней Азии способствовали развитию Еврейского царства. К 1000 г. до н. э. происходит переход к новой экономической системе. Не отказываясь полностью от скотоводства, особенно в нагорной Иудее, евреи все больше переходят к земледелию и ремеслу. С этими изменениями в экономике связана и смена цивилизационной модели. Полукочевая скотоводческая родо-племенная цивилизация уходит в прошлое. Можно говорить лишь о её пережитках, хотя и достаточно сильных. Её место занимает земледельческо-городская цивилизация, требующая новых властных институтов, которые не могли возникнуть без политической борьбы. Разумеется, большое влияние на переход к этой цивилизации оказали соседи евреев, в том числе старое ханаанское население. В Палестине начинается новое развитие городов, и этот процесс охватывает практически всю страну Циркин Ю.Б. История библейских стран. - М.: ООО «Издательстао Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 108.. Новая цивилизация, неотъемлемой частью которой становится территориальное государство с сильной царской властью, входит в противоречие с сохраняющей еще силу и значение старой, важным признаком которой было родоплеменное деление. Этот цивилизационный конфликт совпадает с конфликтом социальным, порожденным новой общественной системой. Все это привело к восстаниям против Давида.

Известно о двух таких восстаниях. Инициатором первого стал царевич Авессалом. Авшалом (Авессалом) был третьим сыном Давида. Когда услышал Авшалом, что наследство будет передано Шломо (сыну Бат-Шевы), который был младше его, то он посчитал это грабежом и он решил завоевать власть силой. Он явно преследовал собственные честолюбивые цели, стремясь стать царем вместо престарелого отца, но использовал при этом популярные в народе идеи восстановления старых порядков. Известно, что Авшалом долгое время искал подходящую возможность начать восстание. Чтобы это легко ему удалось, он начал сначала показывать всему народу, что он как будто имеет такую же силу, как и его отец. Например, он ехал в карете, которою сопровождали 50 человек, как и принято у королей.

Он также показал, что как будто он беспокоится за благо еврейского народа больше, чем его отец Давид. Например, известно, что Давид судил еврейский народ истинным судом, но Авшалом хотел показать людям, что это не так. Он вставал утром около ворот, который вели к царю Давидy, останавливал людей и спрашивал их, почему они идут судиться. Он говорил им, что у Давида нет подходящих людей, которые их услышат. Также он говорил, что если бы его поставили властителем, то он смог бы всех услышать и совершить истинный суд. Также, когда ему люди кланялись, он их обнимал и целовал, показав этим, что как будто он избегает этой чести. Этими действиями Авшалом завоевал нечестным путем сердца евреев.

Затем, после 40 лет правления Давида еврейским народом, Авшалом попросил у своего отца разрешение пойти в город Хеврон и вознести там жертву, которою он обещал вознести в знак благодарения Богу. Давид дал ему на это разрешение. Перед отправкой в Хеврон, он разослала целую сеть разведчиков (по всему Израилю); их задачей было, услышав сигнал (звук Шофара), огласить всему народу, что именно сейчас Авшалом стал правителем всего еврейского народа. Он также позаботился до своего отхода собрать вокруг себя обманчивым путем 200 уважаемых мудрецов, раввинов и старцев, а также он смог обмануть Ахитополякоторой являлся советником Давида. Таким образом, у всех присоединившихся к Авшалому не было даже и тени сомнения в том, что сам Давид согласен на то, чтобы Авшалом стал его наследником.

Центром восстания стал Хеврон, где Авессалом был провозглашен царем. Его активно поддержали «мужи Израиля» и «старейшины Израиля», т. е. основная масса населения и правящие круги родов и племен. Они официально помазали Авессалома на царство. Авессалом встал во главе всего «народа Израиля», т. е. всеплеменного ополчения, с его помощью овладел Иерусалимом, из которого Давиду пришлось бежать. На сторону мятежника перешли некоторые приближенные Давида, например, его ближайший советник Ахитофел. По его совету Авессалом на виду у всех «вошел» к оставшимся в столице царским наложницам, подчеркивая этим переход власти к нему. На стороне Давида остались его семья, слуги, наемники и, вероятно, армия (или, по крайней мере, ее часть) во главе с Иоавом. И это особенно ярко подчеркивает смысл произошедшего.

На стороне Давида оказались деятели, связанные с новым порядком, на стороне Авессалома - со старым. Понимая это, сам Авессалом окружил себя советом из старейшин Израиля, подчеркивая свое намерение частично вернуться к прежнему политическому строю. На его сторону перешла вся страна к западу от Иордана, и Давиду пришлось бежать за Иордан. Перед решающим сражением Давид разделил свою армию на три части, поставив во главе их людей, лично ему преданных, - Иоава, его брата и филистимлянина Итая (Еффея) из Гата. Говоря об этом сражении, библейский автор выразительно противопоставляет народ Израиля и «рабов» Давида. Хорошо организованное и, может быть, лучше вооруженное и обученное войско царя одержало победу над племенным ополчением. Авессалом был убит во время бегства слугой Давида. После этого старейшины Израиля были вынуждены вновь признать царем Давида. Но старейшины Иуды, родного племени Давида, еще долго колебались с новым признанием царя.

О восстании Авшалома (Авессалома) сына Давидова Танах сообщает достаточно подробно. Описание смерти мятежного принца, запутавшегося длинными волосами в ветвях теребинта и убитого бесстрастным Йоавом, генералом Давидовым, всадившим в его сердце три стрелы, стало каноническим. И страшно звучит плач Давидов о сыне, который восстал против него и был готов убить отца:

«И содрогнулся царь, и, поднимаясь в комнату над воротами, заплакал, и, когда шел, так говорил он: сын мой Авшалом! Сын мой, сын мой Авшалом! О, если б я умер вместо тебя, Авшалом, сын мой! Сын мой! И было сообщено Йоаву: вот, царь плачет и скорбит об Авшаломе. И обратилась радость спасения того дня в скорбь всего народа, ибо услышал народ в тот день, что скорбит царь о сыне своем. И украдкою входил народ в тот день в город, как крадутся люди, стыдящиеся бегства своего с войны. А царь закрыл лицо свое, и взывал царь громким голосом: сын мой Авшалом! Авшалом, сын мой! Сын мой!». Краткость и афористичность текста, ставшего недосягаемым образцом de facto, его широкое распространение по всему миру, сделали имя восставшего и павшего сына нарицательным. Тема Авессалома проходит красной нитью через канву гениального фолкнеровского романа «Авессалом, Авессалом», звучит в известном рассказе Генри Каттнера о поколении гениальных детей, вдохновляла, вдохновляет и будет вдохновлять художников, на полотнах которых молодой крепкий мужчина, запутавшийся волосами в ветвях дерева, с ужасом ждет неминуемой смерти. Хотел ли этого его отец - Давид. Искренним ли был его плач по сыну, и был ли он плачем боли и раскаяния. Нам уже не узнать этого, хотя многие современные авторы приложили свою руку к исследованиям на эту тему, от серьезных исторических работ до недостоверной в историческом плане книги Гейма «Царь Давид».

Делись добром ;)