logo
Политическая борьба и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона

2. Политическая борьба и формирование властных институтов в эпоху Давида

давид соломон властный институт

Если учитывать сведения из еврейских летописей, то войны Давида с филистимлянами можно объяснить и как политическую и как династическую борьбу за передел территорий Палестины.

Это может объяснить и почему Давид при неблагоприятной для себя политической обстановке находил убежище в Филистии, а потом воевал против филистимлян на стороне евреев. Давид хотел основать собственное государство и опирался как на местную иевусейскую жреческую касту, так и на наемников с Крита и из той же Филистии (kreti и pleti). Не исключено, что в какое-то время поддержку ему мог оказать и Египет, тоже политически заинтересованный в подавлении филистимского государства. Внизу этой иерархии стояли еврейские массы, имевшие в том свой интерес. Евреи, конечно, не желали быть рабами у филистимлян.

Весь правящий класс на Ближнем Востоке был связан между собой посредством династических браков. Об элите говорится: «Князья среди них чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир» Книга Плач Иеремии 4:7..

В Библии «князь» обозначалcя словом ржйш (nazir), происходя от глагола ржш (nazar) - держащийся в стороне, отделенный. Очевидно, что правящая верхушка Израиля была «отдельным» классом или кастой, державшейся как бы в стороне от подчиненного ей народа.

Здесь еще можно вспомнить кельтские предания о происхождении ирландских королевских родов и основание столицы на холме Тара в VI в. до н. э. Если Давид действительно имел хурритско-пеласгические корни, то эти предания становятся здесь достойными упоминания ввиду того, что и пеласги, и хурриты (калды) могли иметь самое прямое отношение к генеалогии кельтских этносов. Предание о царевне из дома Давида, которая прибыла в Ирландию с камнем, находящимся при венчании на царство, давно бытует среди кельтов. Специалист по родословной династии Стюартов Лоренс Гарднер даже полагает, что царевна Тара действительно происходила из династии Давида и считает, что на ней женился Эохайд I. Стихотворения валлийского барда Талиесина возводят королей Тары к потомкам Еноха, который был отнесен «Ангелами» в Стоунхендж для того, чтобы «показать ему пути неба».

Но возвратимся к Давиду и созданию им государства Иудея. Давидом был успешно у племен иевусеев отбит Иерусалим -крупный городской центр на хорошо укрепленной горе, что отбыло очень удобно для столицы нового государства. Вскоре в новоиспечённую столицу торжественно-ритуально совершается обряд перенесения Ковчега Завета, а Иерусалим становится, таким образом, теперь не только светским, но и религиозным центром всего Израиля, и не какого-то одного племени, а всего еврейского народа (Tarragon, 1979, 523). Всеми этими политическими действиями Давид еще более укрепил и свои монархические позиции, и саму монархию.

Изменяет новый царь и направления внешней политики. Израиль и ранее часто воевал со своими соседями. Хотя это была либо оборона, либо выступления с грабительской целью. Отныне Давид начинает проведение новой политики по подчинению окрестной территорий, создав позже первую в палестинском регионе мини-империю (Malamat, 1983, 5-6, 15-17). Но в этом ему соперничал Хадад-Эзер, который тоже уже создал тогда на севере Палестины крупную державу.

Следующий военный конфликт с Филистией, происходивший ближе к концу земных дней Давида, вновь завершается удачно для него. В Библии рассказ об этом инциденте не говорит о каких-либо филистимлянских действиях, которые дали бы Израилю поводы к началу к военным выступлениям. Возможно, в данном эпизоде Давид специально нападает на государство, которое являлось ему вынужденным бывшим покровителем. Чтобы обезопасить себя от возможности повторного подчинения ему. Примечательно, что среди некоторых из задач этого нападения стал город Гат, где когда-то Давид находил себе убежище. Филистимский народ не оказался ни изгнан, ни покорен, но его города стали низведенными до уровня второстепенных государственных образований, и ни о каком-либо филистимлянском господстве в Палестине более не могла идти речь. И даже больше этого - северная Филистия оказалась захваченной Израилем, и Израиль таким образом, получает выходы в Средиземное море.

Завоевательная политика Давида дополнялась умелыми дипломатическими шагами. Сами его ходы в отношении к филистимлянам свидетельствовали о его способностях к дипломатическому искусству. Он заключает союзный договор с финикийским царем Тира Хирамом. Тир к этому времени, будучи главным из важных центров экономики и богатейшим городом на Ближнем Востоке, олицетворял на деле связи для Востока со средиземноморскими регионами. Союз с Тиромимел для Израиля не только политическую, но и экономическую значимость, так как дал возможности Давиду подключаться к сложным экономическим системам Востока-Запада. Хотя, по большей части, успехи этого союза были получены уже его сыном- Соломоном. Но основа была заложена самим Давидом. Умел он пользоваться и брачно-матримониальными связями. У самого Давида имелось множество жен и наложниц. С двумя из них он прибывает в Хеврон. На оставшихся женится, став царем. Хотя происхождения многих его жён выяснить нет невозможности. Зато мы знаем, что одна из них - это дочь царя Гессура. Гессур - племем ени, обитавшем в пустынях к югу от Палестины.

В библейской Книге про Иисуса Навина земли Гессур упоминаются посреди территории, которая не была захвачена израильскими племенами, а позже Давиду, будучи на службе у гатского царя, пришлось воевать с гессурскими племенами. Заключая брак с царевной из Гессура, он приобретает ценный союз для борьбы с Филистией. Когда был захвачен Иерусалим, у Давида появляются жены и наложницые щё и из этой новой столицы. Такими политическими ходами, как бы породнясь с коренным населением Иерусалима, он обеспечил таким образом их лояльность. Можно предполагать, что и брак с Бетсевой (Вирсавией), женой подставленного им под неминуемую смерть в бою хетта Урии, который жил в стенах Иерусалима, также может объясняться не столько неожиданной страстью, но так же и вполне политическими расчетами- желанием сближения и с этими национальными частями жителей Иерусалима или в целом Палестины.

Такими образом Давидом было создано державное государства. Библией перечисляются племена, которые покорил Израилем: арамейское, моавитянское, аммонитянское, амалектянское, эдомитянское Книга 2-ая Царств 12-14.. Граница его мини-империи простёрлась от большой излучины на Евфрате до побережий на Акабском заливе. Не вся новая территория была непосредственным образом включена в состав Давидовой державы, с определёнными, к примеру государством Аммон или Моав, осуществлялся протекторатный контроль. Сирийский Хамат и Палестинская Филистия, сохранив свои независимости, оказываются в сферах влияния еврейского царства. Но зато бывшие державы Хадад-Эзера к северу и Эдом к югу становятся прямым владениям Давида (Malamat, 1983, 17-18). Во время правления Давида Израильское царство превращается возможно в самое сильное государство в передне-азиатском регионе. Следует заметить ещё, что результатом правления Саула и Давида непосредственно в Палестинской области, на западе от р. Иордан и на севере от Негева, не остаётся в это время никакого государства или самостоятельного племени, кроме Израильского государства и мелких городских государств у филистимлян.

Во внутренней политике талантливый Давид был не менее эффективен, чем во внешней. Период его правления стал ещё одним из этаповдля становления у древних евреев государственности. Подобно всем царям в древности, Давидом много внимания уделялось армии. Основав его войске составлялась личной дружиной, с ней он приходит из Циклага в Хеврон. Затем, видимо, её размер был увеличен. С этими воинами, зависевшими лишь от него, захватывается Иерусалим. Главой войска им был поставлен его родственник Иоав. Вместе с дружинным полком в армии существует и старинный общеизраильский тип комплектования армии - народное ополчение. Обладали ли равноправием эти оба типа войска в Израиле? Этот вопрос красноречиво описан рассказом про войну с аммонитянами. Войско, которым командовал Иоав одержало решающую победу и осадило столичный город Аммона Раву. Вступив в заключении вместе со «всем народом» Давидом довершается разгромная атака Книга 2-ая Царств 12, 12, 26-29.. Народным ополчением, в отличие от личной армии царя, управляет непосредственно сам монарх. Интересные доводы, Библией вкладываются в уста к Иоававу, имеют цель к побуждению Давида самолично во главе именно с ополчением закончить военные действия: потому что тогда столица аммонитян Рава, если окажется захваченной, станет названной в честь Иоава, таким образом победная слава окажется доставшейся его военачальнику, а не Давиду. Полководцу не хватало смелости решиться на эти шаги, опасаясь противопоставления Давиду, потому что это могло стать чреватым ему нехорошим последствиям. По всей видимости, царский авторитет над личным войском царя был столь значителен, что даже и сам командир побоялся положиться на лояльность армии.

В ту эпоху при Давиде был ещё один дополнительный тип войск: из иноземных наемников. Оно состояло из критян и филистимлян, посреди последних выделены жители города Гата. Те не подчиняясь Иоаву, а имели над собой своего командующего- Ванею (Бен-Ягу), который был уроженцем города Кавцеила, с югаИудеи. Так наемники поставленные под управление человека из племени Давида, в тоже время были выведенными из командования Иоава. Противопоставив две эти составляющие личной армии, Давид мог обезопаситься от возможностей к чрезмерному возвышению удачливых полководцев и к узурпации. Возможно, эти соображения учитывались Иоавом, уступив вполне достигнутый успех в победе над Аммоном своему царю.

Таким образом, армия была составлена из трех видов войск:

1) Войско Иоава, сформированное, видимо, из израильтян, которые связанные непосредственным образом с царем и зависевшие от него (Vaux, 1967, 18), 2).

2) Отряды иноземцев-наемников, имевшие собственного командующего иудея.

3) Старинное общеплеменное ополчение, которое по традициям командовалось самим царём.

Эта структура в монархической армии соответствовала вполне для новой формы правления. Обеспечив безопасность внешним и внутренним политическим интересам государства. В то же время надо отметить, что рассказы о войнах Давида отводят ополчению все меньшую роль. А в последней войне с филистимлянами оно вообще не упоминается, ибо воевали с ними «Давид и слуги его», т. е. только личная армия.

Вместе с армией происходило формирование новых аппаратов власти. Давидом установлены такие должности, как начальник повинностей (или податей), письмоводитель, должность писца. Так создана его канцелярия как самый важный институт в центральном бюрократическом аппарате. Место её пребывания, естественно, было в Иерусалиме, где она подчинялась лишь правителю, но не какому-то племенному органу, унаследованному от прежней эпохи. Возникли царские секторы управления в государстве. Они сосуществовали вместе со старыми родо-общинными, которые осуществляли власть уровня одного племени или отдельных общин, а в случаях необходимости могли и противопоставить ему. Новый госаппарат функционировал не столько как важный элемент власти на уровне всего царства, но и как важный рычаг власти вместе с личным войском. Видимо, именно эти личности подразумеваются, когда говорится о тридцати семи «сильных» среди людей царя Давида, перечисленные в Библии. Посреди них отсутствуют Ваней, командир у наемников, Иоав, командующий личной армией Давида, зато числится брат Иоава с его оруженосцем. Возможно, говорится про гражданских чиновников, которые использовались при необходимости при военных действиях, как делает царь, посылая Урию, бывшего тогда из его «сильных», на бой с аммонитянами. «Сильные» происходят из разных племен евреев, и в том числе и из колена Вениаминова, которое связанно с бывшим царём Саулом. Были посреди «сильных» и не из израильтян, как сам хеттянин Урия. Госаппарат вполне открыто создан из тех, кто связан лишь личным образом с Давидом, ноне с теми, кто мог быть связан более с каким-то племенем в отношении для царя.

Третий элемент власти царя был культ бога «Яхве». Дажетот факт, что переносится Ковчег Завета в новую столицу Иерусалим теперь превращает Давида в главного распорядителя разных религиозно-культовых мероприятий. Библия, перечисляет лиц, которые приближенны к Давиду, им доверены те или иные отрасли религиозной власти. Называются первосвященник Цадок и Афиафар и некий Ира, видимо он был из личных жрецов у Давида. Верхний слой жрецов, таким образом, включился в аппарат бюрократического управления в государстве. Никаких противодействий этому со стороны религиозной власти, как случалось во время Саула пророком Самуилом, теперь не возникало и не могло возникнуть. По всей видимости, в среде придворных жрецов было намеренно распространены представления об особом завете, который был самим «Йахве» заключён с Давидом, с обещанием сохранения престола не только ему самому, но и всему его роду. Не зря упоминание этого договора приписывается пророку Натану, который всегда был один из самых ближайших Давиду людей. Власть династии давидидов получает религиозно-санкционированное основание. Союзы со жречеством укрепляет власть монарха Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике: В 2 т. - Иерусалим, 1993. Т. 1. С. 77..

Военные командиры, в том числе наемников, высшие чиновники, верхушка жречества составляли царский двор. Но управление государством принимали участие лица, о которых мы еще не говорили, - сыновья Давида, названные «первыми при дворе». Об их роли в управлении государством при Давиде ничего не известно. А вот в рассказе о воцарении внука Давида, Ровоама, упоминается совет нового царя с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и дали ему роковую рекомендацию, повлекшую за собой разделение царства. Видимо, это были члены многочисленной царской семьи, которые сами не достигли престола. Едва ли такой совет являлся каким-либо официально оформленным органом, но в случае необходимости он мог играть важную роль. Упоминание царских сыновей среди высших придворных Давида, свидетельствует о существовании такого совета уже при этом царе. Все его члены имели свои участки земли. Во всяком случае, это точно зафиксировано для царевича Авессалома и полководца Иоава.