logo
Политическая борьба и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона

1. Ситуация Давида от помазания Самуилом до воцарения над Единым царством

Прежде всего, вызывает интерес личность легендарного Давида, который захватил Иерусалим и стал первым еврейским царем, которого благословил Яхве. Евреи явно мифологизировали этого правителя и связали свою мессианскую традицию с ним и его потомками, хотя первоначально в иудаизме преобладало несколько «недавидических» традиций происхождения Мессии: от колена Левия (Втор. 18:18), колена Ефремова (Быт. 48:11-20; 49:22-27) и Данова (Быт. 49:16-17; Втор. 33:22; Амос 8:14). Эти раннемессианские верования не были связаны с институтом монархии, а, соответственно, и с ритуалом помазания.

Второй израильский царь основал целую династию иудейских монархов, правящих почти до самого конца политического существования евреев. А начиналось все со службы молодого Давида в войске царя Саула. Прославился будущий царь после случая с Голиафом. Потомок великанов филистимлянин Голиаф отличался гигантским ростом и огромной физической силой. Юноша Давид и воин Голиаф должны были своим поединком решить исход всей битвы между филистимлянами и племенами иудеев. Голиаф, одетый в броню и вооруженный тяжелым копьем, даже оскорбился, увидев практически безоружного «мальчика» без доспехов. Единоборство доказало, что одна только сила - «погоды» не сделает. Давид поразил именитого воина пущенным из пращи камнем, а затем отрубил поверженному Голиафу голову его же мечом.

Популярность Давида в народе росла, он стал успешным военачальником Саула, вызывая все большую зависть у правящего царя. Саул неоднократно пытался убить соперника, вынудил Давида бежать, тот довольно долго скрывался от преследований правителя и жил в пещерах.

Войны с филистимлянами тем временем продолжались, в одном из сражений покончил с собой израненный царь Саул, бросившись на собственный меч. В Хевроне племя Иуды провозгласило Давида царем, другими коленами Израиля стал править Иевосфей - сын Саула. Если первый царь израильтян объединил еврейские племена лишь на период военных действий, то Давид мечтал навсегда прекратить их междоусобную вражду и создать одно еврейское государство. После гибели Иевосфея, убитого одним из его же военачальников, все Израилевы колена попросили Давида стать их вождем, теперь его официально помазали на царство. Поняв, что вместо Хеврона, принадлежавшего людям племени Иуды, необходима нейтральная столица государства, Давид сделал столицей населенный пункт Иевус (бывший центр племени иевусеев, захваченный у них незадолго до того) и начал строить великий Град Давида, тот самый Иерусалим, который весь мир знает и сегодня Бенедикт Р.Р. Евреи и власть. - М., 2009. С. 73..

Описание облика Давида заставляет усомниться в том, что Давид происходил из колена Иуды, как гласит официальная версия, видимо придуманная книжниками много позже. Согласно 1 Цар. 16:12 и 17:42 у Давида были светлые волосы - дословно: агоерй - «рыжеватые».

Иудейское родословие Давида основано на генеалогии, помещенной в конец книги Руфь.

В 1 Книге Царств ничего не говорится о том, что Давид происходил от рода Иудина. В 1 Цар. 17:12 лишь упомянуто, что Давид -был «сыном ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессей». Но из этого следует лишь то, что Давид мог являться иностранцем, рожденным в иудейском городе. Этот Вифлеем и был собственно колонией неких ефрафян-переселенцев, и первоначально носил название Ефрафа. А кто такие «ефрафяне»- это вопрос дискуссионный. В 1 Пар. 4:1 появляется некий Хур, он записывается в сыновья Иуде. Но в 4:4 он уже делается первенцем какого-то Ефрафы, который, в свою очередь, является отцом Вифлеема. Эта генеалогия носит явно какой-то метафорический характер, поскольку имена одного и того же города «оживают» и превращаются в людей, отражая процессы миграции групп населения и происхождения по ним названий городов и местностей.

Под именем Хур скорее всего имеются ввиду хурриты, известные из клинописи под названием хурру), пришедшие с Евфрата, поэтому они и называются «ephrati». Во II тыс. до н. э. хурриты занимали территории на всем протяжении верхнего и среднего течения Евфрата, а также в Сирии западнее Евфрата. В Сирии и Месопотамии они жили вперемешку с семитами, но их не следует смешивать.

Таким образом, народ ефрафян мог вполне быть одним из племен хурритов, и они же стали переселенцами в городе, который позже получил имя Вифлеем. Как известно из источников, хурриты расселились также в Палестине и даже в Идумее. Хур естественно не был сыном Иуды, и он не перечисляется среди сыновей Иуды в Быт. 46:12. Противоречие в 1 Пар. между 4:1 и 4:4 в отношении Хура бросается в глаза и может объясняться неумелой работой фальсификатора, который в 4:1 сделал Хура сыном Иуды, но забыл исправить 4:4, где Хур записан как сын Ефрафы. «Хур - первенец Ефрафы» это значит хурриты, пришедшие с Евфрата. Точно такой же прием наблюдается везде в библейской генеалогии народов, где названию народа соответствует некий мифический предок-эпоним. Родословие Давида от Иуды появляется лишь в 1 Книге Паралипоменон, взятое из той же книги Руфь, видимо, специально сочиненной, дабы восполнить «пробел» в иудейской генеалогии основателя и объединителя Израильского царства. Неиудейское происхождение Давида доказывает и другой факт. Дело в том, что в Библии ephrati причислены к колену Ефрема (Ephraim). Собственно, Ephrati и Ephraim это одно и то же (это две формы от Ephra(t) или Ferat). Если предки Давида даже в библейском понимании это именно ефремляне, то они не могут быть иудеями из колена Иудина.

В сохранившихся протоколах раввинских дискуссий на Ямнийском Синедрионе ок. 100 г. н. э. книга Руфь подверглась критике, некоторые иудейские учителя были против включения ее в состав Танаха. Действительно, если изъять из книги Руфь генеалогию 4:18-22, то выходит совсем иная картина. Некий Елимелех со своей женой и сыновьями оказываются «ефрафянами», т. е. хурритскими переселенцами, которые во время голода уходят в Моав. Сыновья этого хуррита Елимелеха берут себе в жены двух моавитянок, одна из которой, по имени Руфь, становится прабабкой Давида. На ней женится соплеменник и родственник Елимелеха Вооз, который, кстати, носит то же имя, что и одна из колонн в Иерусалимском храме - бтж (B?Z), синод. - Воаз, что делает данный персонаж вымышленным с неким сакральным подтекстом писцами, назвавшими его именем храмовой колонны.

Конечно, раввины прекрасно знали об этом, и поэтому сомневались в аутентичности всей книги. Вставка Руф. 4:18-22 доказывается также фактом запрета на смешанные браки израильтян с моавитянками и аммонитянками (Езд. 9-10; Неем. 13:23-27)Книга Ездра. Глава 9. Книга Неемия. Глава 13.. Если даже род царя Давида происходил от такого брака с моавитянкой, то не было основания вождям Израиля требовать от всех евреев развода с моавитянками. Очевидно, никто об истории Руфи во время Эзры и Неемии еще не знал, она возникла позже.

ИмяДавид есть, по-видимому, неправильная послепленная огласовка божественного египетского имени Тот (евр. Дод гег, хеттск. Тадей, арам. Фадей, иберийск. Додик), или названия колонны Джед (Djed), иначе называемой Тет - символа хребта воскресшего Осириса.С XVII в. до н. э. в источниках упоминается ханаанский город Ашдод (ащгег), название которого включало имя «Дод» (вероятно, в значении бог Дод).

Не исключено, что Давид мог происходить из царского рода пеласгов (филистимлян) и даже иметь какое-то отдаленное отношение к гиксосам, отсюда и египетское имя, известное также у пеласгов. Последние исследования показали, что среди гиксосов было какое-то количество выходцев из хурритов-матиенов (позже - митаннийцев). Народ паласти упоминается в «Ригведе» и есть гипотеза о соответствии местности Пеласки в горах Загроса, где жили ведические арии Куру, а также в надписи ассирийского царя Ададнерари I (XIV в. до н. э.) под именем пиласки. Это позволяет как гипотезу провести параллель между хурритами-матиенами и пеласгами, и предположить их родственные связи в их исходной этноистории.

Гиксосы имели два важнейших опорных пункта - Аварис в Дельте Нила и крепость Шарухен на границах с Филистией. Шарухен находился на территории позже несколько раз попадавшей под контроль хурритов. Когда остатки гиксосов покинули Египет, одна из их группировок приняла оборону в крепости Шарухен, где была атакована и разгромлена египетской армией.

С пеласгами у Давида действительно имелись какие-то свои весьма тесные отношения, например, он не только выступал в походы против израильтян на стороне филистимского войска, но ивладел землями и городами филистимлян, а также получал у них убежище в политически неблагоприятное для себя время (1 Цар. 27:1-12). Не исключено, что появление Давида и вообще всей этой династии как-то связано с экспансией «народов моря» в Палестину, где пеласги как раз образовывали свои новые государства. Давид был воеводой у Гефского царя Анхуса, имя которого тождественно Анхису - отцу троянского героя Энея, основателя и первопредка римской династии Юлиев. Из того же Гефа с Давидом в Хеврон, а затем в Иерусалим пришли 600 филистимских воинов под началом Иттая (синод. Еффея) (2 Цар. 15:18). В дальнейшем Иттай становится одним из генералов Давида. Таким образом, войско Давида состояло из наемников, хотя среди них на службу к нему традиционно поступали ихапиру (евреи). С их помощью Давид совершил политический переворот в Израиле, устранив династию Саула.

После того, как Давид узнал о гибели Саула и его сыновей, он сразу покинул Циклаг и обосновался в иудейском городе Хеврон. Сейчас сложно предполагать, посещало ли Давида желание захвата власти над всеми племенами Израиля. К примеру, в Библии дважды (I Sam., 24, 4-7; 26, 5-12) упоминается тот факт, что Давид имел возможность убить Саула, но не совершил убийства, поскольку Саул был помазанником Божиим.

Скорее всего, эти строки были вписаны позже, дабы обозначить благородное происхождение и богобоязненный характер Давида. Но тем не менее характерной чертой было то, что во время своегоизгнания Давид, который, вроде бы, был также помазан в цари, не предъявил никаких претензий на власть. Лишь после, при масштабном наступлении филистимлян и учтя настоящее силовое соотношение сторон, он имел возможность пытаться создать основу к будущим действиям, даже если не во всём Израильском Царстве, то на родной территории - в своём племени Иуды. Поэтому это объясняет то, что еще в период своего нахождения у филистимлян, часть своей добычи Давид отправил по иудейским городам, в том числе Хеврон. Также необходимо отметить тот факт, что особо приближенную к Давиду свиту воинов составляли все те же филистимляне-пеласги. Они назывались kreti и pleti (в синод. перев. искаж. «хелефеи» и «фелефеи»), своего рода «опричнина». Kreti - это критяне, т. е. филистимляне, выходцы с Крита; Pleti - собственно сами пеласги, сокращение от Plesti. Kreti в дальнейшем известны как kari в 4 Цар. 11:4,19 (синод. «телохранители»).

Хеврон был выбран Давидом не случайно, поскольку город давно имел славу центра консолидации различным групп племён, в том числе особенно древнее-еврейских отцов-патриарховЦиркин Ю.Б. История библейских стран. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 84.. Район Хеврона, по преданию, был местом кочевания предков израильтян Авраама, Исаака и Иакова-Израиля. Именно этот город и утверждение в нем, освящало всю деятельность Давида, подчеркивая его претензии на наследование патриархам, т.е. принятие власти над их потомками. Материальную основу этих претензий составляла дружина Давида, которую он привел из Циклага, ядром её неизменно был его прежний отряд. Эти люди вместе с семьями поселились непосредственно в г. Хеврон, тем обезопасив Давида от возможных случаев опасности. Но сам по себе захваченный Хевронеще не значил утверждения у власти нового господина. Чтобы превратиться из предводителя разношерстного отряда в законного царя, необходимо было пройти особую процедуру, которая скоро и была проведена. Политическая деятельность Давида, приобретшего друзей в своём племени, приносила свои плоды. «Мужи Иуды», сказано в Библии, встретились в Хевроне, чтобы помазать Давида царём в «дому Иудине».

Данное повествование крайне важно чтобы раскрыть тему формирования властного института в еврейском государстве времен Давида. О роли Бога в помазании нового царя не было сказано. Естественно, имеется возможность предполагать, что автор помнит прошлое помазание Давида Самуилом по велению «Йахве». Хотя, как было выше сказано, этот момент, вероятно, является политической фикцией. Но зато обряд помазания в Хевроне был вполне истинным и означал, что Давид теперь признанный царь. Отныне он выступал уже не как харизматический лидер, а как царь, правление которого основывается теперь на земномправе. Так был завершен переход от харизматической власти «судей»к нормальной монархии.

Вторым важным элементом рассказа явилось активное участие в церемонии «мужей Иуды». Это определение подразумевает нестарейшин или каких-либо других представителей народа, но сам народ, точнее - его взрослая мужская часть. Таким образом общеплеменное народное собрание, избрало Давида царем. При этом, Давид стал царем именно только над племенем Иуды. И это является третьим важным элементом этой истории. Надоставшимися неподвластными ему племенами Израиля правил выживший младший сын Саула Эш-Бошет, или, точнее, Эш-Баал. Возможно, поэтому именно его владения позже (после конфликта с племенными старейшинами и ухода 10 племен)и получают наименование Израиля.

Так, пожалуй, впервые появляется различие между Израилем (частью прежнего племенного союза) и племенем Иуды и их сторонниками. И говоря о более позднем времени, библейский автор заявляет, что Давид царствовал над всем Израилем и Иудою. Фактически, именно с этого времени, а не со смерти Соломона, и начинает формироваться будущее раздвоение царства, и начало этому было, возможно, положено разделением власти между Давидом и Эш-Баалом.