logo
Политическая борьба и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона

Введение

Актуальность темы. Исследование формирования властных институтов в Древнем Израиле в период правления Давида и Соломона (1010- 931 гг. до н.э.) неразрывно связано с изучением определения статуса государственности той эпохи. Учеными анализируется не только внутриполитическая борьба, но и аспекты социально-политической структуры, экономики и развития материальной культуры еврейского государства. Это поможет выяснить роль внешней и внутренней политики в системе функционирования социально-экономической и политической структуры Древнего Израиля времён Давида и Соломона.

Давида из племени Иуды, уже помазанного в отрочестве на царство при живом и всенародно избранном первом царе Сауле из племени Вениамина, помазал пророк и судья-правитель Самуил. Произошло это, как и в прошлый раз, тайно - и, как и в прошлый раз, нового претендента на престол указал пророку Господь, согласно Библии. Фактическим правителем и вторым царем Израиля Давиду предстояло стать не сразу. Но зато это один из самых интересных и ярких персонажей Библии, почитаемый и исламом, и христианством, и иудаизмом - всеми тремя мировыми религиями. Вся история Израиля пронизана памятью об этом царе-воине и герое, его деяния изучаются в школах, а «Щит Давида» в форме магической шестиконечной звезды, образованной 2-мя равносторонними треугольниками, издавна служивший эмблемой иудаизма, через века перенесся на флаг современного Государства Израиль.

При рассмотрении проблемы внешней политики царей Давида и Соломона возникает взаимосвязь с внутренней политикой и экономикой Древнего Израиля в X в. до н.э. Сперва это были войны оборонительного характера, например, устранение филистимской угрозы, тяготевшей над Израилем с XI в. до н. э. Но, постепенно, военные действия Давида приобретали признаки завоевательной экспансии. Это стало возможным после того как произошло объединение территории севера и юга страны, благодаря чему были приобретены материальные и человеческие ресурсы, что позволило Давиду подчинить себе почти все народы, живущие в Палестине.

Эпоха Соломона ознаменована, в первую очередь, торговыми отношениями с окружающими странами. Главная цель коммерции в период правления Соломона - торговый обмен избыточными продуктами с окружающими странами, такими как Тир, Египет, Киликия, царство Сава. Особенностью второй половины правления Соломона явилось ухудшение внешнеполитического положения государства.

Проблема заключалась в том, что в Египте пришел к власти фараон Шешонк I, который поставил целью избавиться от Древнего Израиля как страны, объединявшей огромную область Палестины, потому что она служила помехой к расширению египетского влияния и потому что Египет считал эти территории своими провинциями еще со времен начала 18 династии - очевидно, задолго до того, как иудейский народ вообще переселился в данный регион.

Объект исследования - политическая борьба и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона.

Предмет исследования составляет развитие политической борьбы и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона.

Методология исследования. Основным методологическим принципом подхода к историческому материалу в данной работе является принцип историзма, а так же сравнительно-аналитический и историко-сравнительный методы и системный подход.

Хронологические рамки. В данной работе рассматривается период с 1010 до 931 гг. до н.э. - так называемый «Золотой век Израиля», что соответствует классической эпохе, формирующей период еврейской политической истории.

Территориальные рамки. Древний Израиль занимал пространство вдоль восточного побережья Средиземного моря - от южных земель Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Сирийской пустыни на востоке (в среднем около 100 км). Эта территория являлась южной оконечностью «плодородного полумесяца», т. е. стран Передней Азии, а также служила связующим звеном между культурно-экономическими центрами древнего мира: Египтом и Месопотамией и являлась местом деятельности пророков.

Цель работы - изучить политическую борьбу и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона.

Задачами исследования являются:

1.Исследовать ситуацию Давида от помазания Самуилом до воцарения над Единым царством.

2. Рассмотреть политическую борьбу и формирование властных институтов в эпоху Давида.

3. Проанализировать кризис конца правления Давида и вмешательство его сыновей в политическую жизнь.

4. Охарактеризовать правление Соломона и формирование властных институтов.

Характеристика историографии. Заявленная тема имеет свою историю исследования, представленную работами многих известных авторов. В основном опубликованные по теме труды можно разделить на следующие группы:

1. Зарубежная. В данную группу можно отнести таких зарубежных авторов, как А. Мазар, И.П. Липовский, П.Ю. Люкимсон, И. Финкельштейн.

По мнению израильского археолога А. Мазара, Иерусалим не был в X в. до Р.Х. маленькой деревней. Он был небольшим городом, располагавшимся при Давиде на 4 гектарах земли, но имевшим крепость, так называемую ступенчатую структуру, обнаруженную еще британским археологом К. Кеньон. По интерпретации израильского ученого, «сожжение цветущих ханаанских и филистимских городов, таких, как Мегидо (слой VIA) и Тель Касиле (слой X), может быть связано с именем Давида. В обоих этих поселениях последующие весьма бедные слои относятся ко времени его царствования. Ко времени Давида могут быть отнесены также несколько маленьких поселений, например, Хир-бет Давара около библейского Михмаша в наделе Биньямина, где круглое в плане поселение было окружено оборонительной стеной; Тель Беер-Шева (слой VII), где жилые дома были построены вокруг центральной открытой зоны. В этих слоях появились новые типы керамики, выделяющиеся своей специфической формой».

И. Финкельштейн полагает, что «библейская история объединенной монархии не подкреплена достаточными археологическими свидетельствами. Позиции царей Давида и Соломона, по его мнению, были не значительнее, чем положение главы племени, которое сосредоточилось в Иерусалиме, скромной деревне». Исследователь утверждает, что, во-первых, в Иудее того времени не была распространена письменность, которая необходима для государственного состояния. Во-вторых, население было очень малочисленным. Кроме этого, никакие ближневосточные источники X в. до Р.Х. ничего не говорят о Давиде.

Так, например, книга П.Ю. Люкимсона «Царь Соломон» представляет собой попытку реконструкции эпохи и биографии библейского царя Соломона - героя многочисленных апокрифов, легенд и сказок. Опираясь на работы теологов и историков и последние археологические открытия, автор не просто суммирует различные точки зрения на личность царя Соломона, но и представляет свой взгляд на его противоречивую фигуру как государственного деятеля, строителя Иерусалимского храма, поэта и философа. Одновременно книга содержит пересказ значительной части легенд о царе Соломоне с попыткой анализа, какие реальные факты и исторические события могли лечь в их основу. Книга известного востоковеда, профессора Бостонского университета И.П. Липовского «Библейский Израиль. История двух народов» посвящена наиболее загадочным и дискуссионным событиям библейской истории. На основе анализа ветхозаветных и древневосточных источников автор делает вывод о значительных культурно-исторических различиях между двумя группами древнееврейских племен - северными и южными коленами, что позволяет ему представить совершенно новый взгляд на происхождение древнего Израиля, эпоху патриархов, пребывание евреев в Египте, Исход, а также на завоевание евреями Ханаана. Охватывая в своем исследовании период почти в полторы тысячи лет - от патриарха Авраама до разрушения первого Иерусалимского Храма, И.П. Липовский находит подтверждение многим фактам, изложенным в Библии, и в то же время его труд лишний раз доказывает, что подлинная история всегда оказывается несравненно богаче и многограннее, чем ее отражение даже в самых великих литературных памятниках.

2. Отечественная. К данной группе относятся авторы дореволюцинной, советской ранне-марксиссткой, поздне-советской марксисткой, постсоветской эпох, такие как И. Шифман, Ю.Б. Циркин, И.Р. Тантлевский, А.И. Тюменев.

В советскую эпоху можно отметить отечественного востоковеда И. Шифмана с монографией «Ветхий Завет и его мир». В главе «Пророческое движение и книги пророков» на основе анализа древнееврейских текстов, вошедших и не вошедших в канон, он показывает влияние пророков на общественную жизнь иудеев и израильтян и признаёт, что ветхозаветные пророчества послужили «резервуаром, откуда многие поколения угнетенных черпали аргументы в борьбе против угнетателей» вплоть до времен новейшей истории, и книги пророков как в зеркале отражают идейную борьбу в I тысячелетии до н.э.

Книга И.Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами.

В свою очередь, российский востоковед и историк Ю.Б. Циркин утверждает, что «перенос столицы делал царя в огромной степени независимым, в том числе и от родного племени Иуды, органы власти, которого остались в Хевроне».

В книгу А.И. Тюменева «Евреи в древности и в средние века» вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер.

Характеристика источников. Источниковую базу исследования составили Ветхий Завет и исторический труд И. Флавия «Иудейские древности».

Ветхий Завет -название еврейской Библии, составляет первую, более древнюю часть христианской Библии. У евреев Библия обычно именуется Китве ха-кодеш («Священные Писания») или, сокращенно, Танах - по первым буквам названий трех главных частей еврейской Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки, в свою очередь подразделяющиеся на Невиим ришоним, т.е. Ранних пророков, и Невиим ахароним, т.е. Поздних пророков) и Кетувим (Писания или Агиографы). Еврейский канон включает в себя Тору: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие - книги, содержащие основы ветхозаветной веры. Пророческие книги преимущественно содержат записи пророчеств: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, Двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.1 Их содержание представляет собой проповедь, направленную на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Именно эта часть Ветхого Завета представляет особый интерес для данного исследования.

Исторические книги Ветхого Завета, к которым относятся (согласно еврейскому канону): книга Иисуса Навина, книга Судей, книги Царств: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я - повествуют о жизни еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (около 1451 года до н. э.). до периода Маккавеев (около 150 года до н. э.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей описывают ранние этапы жизни еврейского народа, когда племена, населявшие Обетованную Землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств рассматривают монархический период, длившийся около пятисот лет. Заканчивается он падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до н. э. Наконец, Маккавейские книги (не вошедшие в еврейский канон) рассказывают о последних годах ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до начала н. э. Учительные (Писания) включают (согласно еврейскому канону): книги Паралипоменон: 1-я и 2-я, книги Ездры, Неемии, Есфирь, Руфь, Псалмы, Притчи, Песнь Песней, Плач Иеремии, Екклесиаст. Большинство из этих книг написано библейскими мудрецами, которые касались самых различных сторон человеческой жизни: любви и дружбы, молитвы и этики, труда и познания, тайны страдания невинного человека и смерти. Их цель - показать, что есть один путь истинной жизни - «хождение перед лицом Божиим».1 Книги эти представляют важность в плане исторического комментария, так как содержат богатый материал по истории Древней Иудеи и Израиля. Другой источник - «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Хотя труд Флавия достаточно тенденциозен, противоречив и не слишком надежен, он является практически единственным авторитетным источником, так как это работа не богослова, а историка, чей период жизни не столь отдален от описываемых событий. Других собственно исторических свидетельств этого времени не сохранилось. Сам И. Флавий так определял цель своей работы: «... я подумывал, не показать ли, кто такие по своему происхождению иудеи, каким превратностям судьбы они подвергались, какой законодатель воспитал в них стремление к благочестию и побуждал их развивать в себе добродетели, какие войны они вели в продолжительный период времени своего существования...». В «Иудейских древностях» И. Флавий излагает историю еврейского народа с древнейших времен до начала Иудейской войны в 66 г. до н. э., причем освещается она на широком фоне всемирной истории, в той степени, в какой она была известна автору. Концепция истории у И. Флавия провиденциалистская: в соответствии со своими убеждениями, он считал только евреев богоизбранным народом и историю их рассматривал как выполнение божественных установлений. Тем не менее, в книге И. Флавия видна тенденция к рационализации изложения библейских сюжетов, избавление их от чрезмерной мифологизации, которая была бы неприемлемой для исторического труда. Для данного исследования интересны свидетельства автора об участии известных ветхозаветных пророков в общественной, политической жизни Древней Иудеи и Израиля: их взаимодействие с царями, влияние на проводимые властями реформы и отношения с народом.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, а также приложения.