logo
Особенности дестабилизирующего воздействия терроризма на современное российское общество

§ 1. Условия и факторы политической дестабилизации общества

В условиях интенсивно протекающих общественных трансформаций стабильность политической системы во многом определяет эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизнедеятельности. В этой связи приобретают особую актуальность, с одной стороны, разработка теоретико-методологического инструментария оценки состояния политической системы с точки зрения ее стабильности и, с другой стороны, решение научно-практических задач, связанных с функционированием политической системы, ее основных элементов, характером их взаимодействия с различными социальными группами и институтами, а также выявление детерминирующих стабильность факторов.

Категорию "стабильность" правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях процесса относительной нестабильности. Стабильность всегда связана с внутренней логикой развития системы, с ее структурой и порядком взаимодействия ее составных частей, с параметрами и вектором их совместного движения и контролируемых изменений. При анализе стояния стабильного/нестабильно развития политической системы представляется необходимым рассмотрение модели стабильного общества, включающей себя несколько уровней Антюшин С. С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества (социально-философская концепция). - М: ВУ. 2004. С. 23-24. .

На первом уровне стабильной следует считать социальную систему, обладающую высокой степенью надежности собственного существования, динамично развивающуюся, имеющую прочные позиции среди прочих социальных систем.

Второй уровень отражает стабильность социальной системы в позиции механизма её обеспечения. С этой точки зрения стабильной следует считать систему, способную воспринимать внешние и внутренние воздействия самого различного характера, сохраняющую свою устойчивость и способность к дальнейшим изменениям в соответствии с ролью и данными воздействиями (способностью развития в соответствии с изменяющимися внешними условиями), сохраняющую собственную идентичность Черникова С.М. Социальный компромисс в системе стабилизации общества: Автореф. дис. …кан. филос. наук / С.М. Черникова; Науч. рук. Н.И. Першин. - Волгоград. 2003. С. 19-20. . При этом совершенствуется структурная организация социальной системы.

Третий уровень является развитием предыдущего. Он раскрывает технологию восприятия переработки различных воздействий на социальную систему и её эволюционных преобразований. Система считается стабильной, если она эффективно сохраняет качественные характеристики своих подсистем, элементов, микросистем, обеспечивает их сбалансированность, прочность и конструктивность внутренних и внешних связей, отвечает заданному уровню и темпам собственного развития.

Четвертый уровень - определенное завершение третьего - решает вопрос об основном источнике достижения и поддержания стабильности общества, его развития. То есть, стабильной будет та система, которая имеет внутренний источник и движущую силу сложного социального процесса в рамках своеобразной цели существования общества как такового.

Стабильность как своего рода идеальное состояние общества интересовала социально-политических мыслителей с древнейших времен. При этом научное знание об обществе изначально формировалось как знание о законах социального порядка и оптимального мироустройства. Так, в моделях идеального государства Платона, в правильных формах правления Аристотеля, в способах политического управления Н. Макиавелли, в теории "общественного договора" Т. Гоббса, в "разделении властей" Ш. Монтескье впервые были предприняты попытки - выработать модель устойчивого общественно-политического устройства общества, стремящегося к стабильному развитию и нормальному функционированию См.: Платон. Сочинения в 3-х т. - Т. 3. - Ч. 1. - М: Мысль, 1972. - 678 с.; Аристотель. Политика / Сочинения: в 4-х т. - Т. 4. - М: Мысль, 1984. - 830 с.; Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М: Мысль, 1982. - 420 с.; Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. - Т. 1. - М: Мысль, 1989. - 622с.; Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.; .

С точки зрения автора, определение политической стабильности должен быть основан на понимании её как системной характеристики, описывающей состояние общества. Специфика политической стабильности определяется значением политической системы в функционировании общества и общей структуре социальной системы в целом.

Ф. Били, К. Даудинг и Р. Кимбер трактуют политическую стабильность как отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих в кризисной ситуации справиться с ним См.: Макарычев А. С. Стабильность и нестабильность при демократии: методологические подходы и оценки // Политические исследования. 1998. №1. С. 149. ; Э. Циммерман как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям; С. Хантингтон как наличие конституционного порядка; С. Липсет Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов // США: экономика, полтика, идеология. 1992. №4. С 24. , Д. Сиринг как следствие легитимности власти. То есть, процесс стабилизации жестко детерминируется фактором легитимности власти. Любая власть функционирует не сама по себе - она вынуждена решать различные насущные для общества задачи. Внутренним стимулом власти выступает стремление к поддержанию сложившегося порядка, к возможному ограждению общества от войн, конфликтов и революций Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки. 1991. №2. С. 15. ; как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими; как следствие "конгруэнтности" властных и общественных форм организации; как модель поведения и общественный атрибут Савин С.Д. Политическая стабильность в изменяющемся обществе: Дис. … кан. социол. наук: 23. 00. 02 / С.Д. Савин. - Санкт-Петербург. 2003. С. 55-56. .

До настоящего времени в научной литературе до сих пор не представлена в развернутом виде проблема классификации стабильности. Между тем в этом существует настоятельная потребность, так как, во-первых, создает основы для конкретного исследования ее субъектов, видов, состояний в условиях, как современного развития общества, так и прогнозирования тенденций его развития. Во-вторых, обеспечивает методами воздействия на основные сферы жизнедеятельности общества с целью их оптимизации, помогает выработке механизма снятия социальных угроз. В-третьих, способствует эффективной деятельности государства.

По сферам воздействия стабильность может быть разделена на внутреннюю и внешнюю Политическая социология / отв. ред.В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин. - М: Мысль, 2000. С. 251. . Важнейшими детерминирующими факторами внутренней стабильности являются: гражданский мир и гражданское согласие, то есть совместно согласованная политика, ведущая к выработке принципов и норм цивилизованного демократического взаимодействия различных политических сил друг с другом без применения насилия, проявления нетерпимости и вражды.

Одним из главнейших среди внутренних факторов является гражданский мир. В научной литературе гражданский мир нередко трактуется как отсутствие в обществе острых политических конфликтов, в первую очередь таких, как гражданская война, терроризм.

Гражданский мир подразумевает господство в обществе таких отношений между властью и народом, социальными группами и слоями, политическими партиями и общественными объединениями, а также индивидами, которые обеспечивают разрешение возникающих противоречий и их регулирование без применения средств военного насилия и эффективно служат решению созидательных задач общества, его стабилизации См.: Капто А. С. Философия мира: истоки, тенденции. перспектива. М., 1990. .

В качестве важнейшего внешнего фактора политической стабильности следует выделить: благоприятные внешнеполитические условия, способствующие развитию взаимовыгодных отношений между государствами. Французский социолог Л. Мандевиль подчеркивает: "Развертывающиеся политические процессы в мире требуют пересмотра подходов к политике, характерных для периода "холодной войны". Сущность должна быть основана на взаимном доверии, а не на жесткой опоре на военно-промышленный комплекс См.: Политическая социология / отв. ред.В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин. - М: Мысль, 2000. С. 262. .

В свою очередь, Д. Яворски предлагает классификацию форм стабильности по средствам ее достижения См.: Jaworsky J. Ukraine: Stability and Instability. - McNair Paper 42, INNS, August 1995, p. 3-4. , разграничивая между собой "минимальную" (отсутствие на территории государства гражданских войн или иных форм вооруженных конфликтов) и "демократическую" (способностью демократических структур быстро реагировать на изменяющиеся общественные настроения) стабильность. "Минимальная" означает просто отсутствие на территории государства гражданских войн или иных форм вооруженных конфликтов, которая может быть достигнута авторитарными методами. "Демократическая" связывается с способностью демократических структур быстро реагировать на изменяющиеся общественные настроения.

Стабильность рассматривается, с этой точки зрения, как функция демократии, включающая в себя, в том числе и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданского общества.

Сравнительный анализ политической стабильности при различных типах политического режима осуществляет американский политолог Ч. Эндрейн. Для выделенных им трех моделей современных политических систем - мобилизационной, бюрократической авторитарной и согласительной - соответствуют специфические механизмы стабилизации. Анализ этих механизмов Эндрейн осуществляет по трем параметрам:

1) ранжирование и интерпретация культурных ценностей, оказывающих решающее воздействие на формирование приоритетов той или иной политики;

2) воздействие на политический процесс со стороны таких структур, как правительство, политические партии, социальные группы внутри страны, различные иностранные институты;

3) поведение лидеров и масс. При этом стабильность в этих системах зависит от уровня их структурной дифференциации. "Системы с более развитой ролевой специализацией обладают ресурсами (финансами, информацией, техническим персоналом, сложными организационными структурами), сильными политическими организациями, а также ценностными ориентациями, необходимыми для обеспечения более масштабных социальных преобразований. И наоборот, менее специализированным подтипам недостает культурных ориентации, организационных структур и поведенческих ресурсов для эффективной адаптации к потрясениям, нарушающим равновесие системы" Эндрейн Чпрльз Ф. Эффективность ощущения политического курса и социального преобразования. Пер. с анг. М.: Весь Мир, 2000. .

В оценке стабильности важно сопоставить функционирование системы с ее реальными возможностями, формирующими "регулирующий" и "саморегулирующий" потенциал последней. Существует несколько различных видов возможностей системы Политическая социология / отв. ред. В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин. - М: Мысль, 2000. С. 243. :

экстракционная (извлекающая) возможность, т.е. мобилизация материальных и людских ресурсов;

контролирующая, т.е. удержание под контролем поведения и деятельности различных социальных групп и институтов;

дистрибутивная (распределительная) возможность, т.е. размещение и распределение имеющихся в обществе ресурсов в соответствии с действительными потребностями;

реагирующая возможность, т.е. своевременный учет многообразных требований (вызовов), идущих от общества в целом или от отдельных групп;

коммуникационная возможность, т.е. используя популярные в обществе идеи, лозунги, символы, способность повышать эффективность взаимодействия всех элементов системы.

Обладающая значительными (масштабными) возможностями система может не только сохранить стабильность, но и стимулировать необходимые перемены. Равновесие между стабильностью и переменами и является одним из важнейших показателей эффективности политической системы Краснов Б.И. Политическая система // Социально-политический журнал. 1995. № 5. С. 79-80. .

Категорию "стабильность" правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях относительной нестабильности. Стабильность всегда связана с внутренней логикой развития системы, с ее структурой и порядком взаимодействия ее составных частей, с параметрами и вектором их совместного движения и контролируемых изменений.

Для сохранения стабильности сложные социальные системы обладают защитным механизмом компенсации потерь за счет привлечения дополнительных ресурсов из устойчиво работающих подсистем в находящиеся в кризисном состоянии. Этот механизм проявляется также в перераспределении функциональных обязанностей с целью временного замещения социальных подсистем, вышедших из норм его режима работы. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. 1998. №4. С. 88.

Исследование политической стабильности должно осуществляться по трем направлениям: структурное (анализ субъектов социального уровня и проблемы их взаимодействия), функциональное (изучение динамики изменений, вопросы внутренней и внешней адаптации) и пространственное (рассмотрение стабильности на международном, общегосударственном и региональном уровне). Каждое из направлений исследования имеет своё содержание при анализе конкретной ситуации. Однако, при рассмотрении вопросов, связанных с пространственным уровнем, следует отметить существование ряда специфических особенностей политической стабильности на международном, общегосударственном и региональном уровнях. Наиболее значимы с точки зрения автора данного диссертационного исследования характерные черты региональной политической стабильности Ивлев С.В. Общественная стабильность и политические условия ее достижения. Дис. … кан. социол. наук: 22. 00. 05 / С.В. Ивлев. - Кемерово. 1999. С. 41-43. .

1 - достижение стабильности в регионе возможно на ограниченный промежуток времени, поскольку происходит постоянное сочетание стабилизирующих (единство целей и средств достижения; консолидирующая роль политического лидера; общность культурного пространства) и дестабилизирующих факторов (противоречия между интересами различных социальных групп; конфликты в государственной власти; противоречия между центром и регионом).

2 - стабильность системы на общегосударственном и региональном уровнях взаимообусловлены.

3 - стабильность в регионе является замкнутой. "Замкнутость это несущая конструкция "самости" регионов, жесткости функционирования в них общественных систем, основанных на субординации составляющих их элементов при отсутствии гибких взаимосвязей между ними. Замкнутость воспроизводит как законченность, целостность общественной системы, так её консерватизм, ограниченность внутренних социальных резервов" Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. №2. С. 9. . Кроме этого социальная замкнутость обеспечивается переходом региона на систему самообеспечения и самовыживания населения, контролируемую сформировавшейся в особую группу местной номенклатурой. Это сопровождается складыванием своей социальной мифологии, оформлением высоких рейтингов местных политиков. В таком случае стабильность может быть обеспечена харизматическим лидером.

4 - стабильность в регионе будет достигнута, когда структура социальных интересов населения находит своё адекватное отражение в политических процессах, в деятельности органов власти и местного самоуправления.

5 - стабильность в регионе осложняется практически отсутствием дистанции между властью и обществом. Короткая неопосредованная дистанция между населением и местными институтами способствует поглощению властью общества, отождествлению социума с государством. Это объясняется чрезмерной плотностью политического пространства региона. Плотность проявляется не только во взаимодействии власти и общества, но и внутри самого социума. Это выражается в отсутствии зоны индивидуальной автономии, социально-политических полей для маневра власти, для самоопределения той или иной социальной группы. Следовательно, стабильность достигается не за счёт гибкости, неоднородности элементов, а за счёт стандартности их поведения. "Единство в регионе осуществляется через подобие и соответствие индивидуальных предпочтений и ориентаций какому-то общему стандарту, установленному местной властью".

Однако, любая политическая система подвержена влиянию самых различных факторов Факторами, влияющими на стабильность социальных систем, выступают основные причины, воздействующие на её устойчивость, темпы развития и другие параметры, характеризующие жизнеспособность общества. , от которых зависит её стабильность. В качестве факторов, влияющих на стабильность общества, на его жизнеспособность, могут выступать, с одной стороны, самые различные процессы и явления, которые в разных трактовках именуются возмущениями, вызовами истории. С другой стороны - это процессы и явления, возникающие в качестве ответов на данные вызовы, что способствует повышению степени жизнеспособности общества.

Источник воздействия может находиться как внутри системы (внутренние факторы), так и за её пределами (внешние факторы). В функциональном аспекте, с точки зрения стабильности политической системы, воздействия факторов можно разделить на позитивные (способствуют повышению устойчивости системы, совершенствованию её структуры) и негативные (снижают устойчивость системы, нарушают её эволюционные процессы, отрицательно влияют на жизнеспособность общества, то есть являются дестабилизирующими по отношению к социальной системе). Согласно авторской точке зрения, одним из наиболее существенных дестабилизирующих факторов на современном этапе развития всей социальной системы в целом является терроризм. Чтобы этот фактор нейтрализовать, необходимы стабилизирующие факторы (процессы, деятельность), способные снизить уровень негативного воздействия с точки зрения стабильности политической системы.

В соответствии со структурой любого общества к таким факторам следует отнести воздействие элементов (государственных и общественных институтов), способных противостоять различным террористическим проявлениям. Также, в качестве факторов, влияющих на способность общества нейтрализовать негативные дестабилизирующие воздействия, способствующих повышению устойчивости и стабильности общества, выступают степень организации системы (общества), характер связи между её элементами, уровень её сложности. Такими факторами являются: адаптивная способность, социальная активность и общность интересов индивидов.

Отметим основные условия политической стабильности:

Эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса.

Согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития.

Необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства.

Высокая эффективность и легитимность политического режима, легальность властей.

Наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества.

Распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем.

Руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества.

Недопущение резкой социальной дифференциации общества.

Отсутствие (предотвращение и эффективное разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов.

Эффективность господствующего, инициируемого руководством страны общества потока политической коммуникации.

Умение властных структур использовать международные и региональные стабилизационные факторы в интересах политической стабильности общества.

Указанные факторы политической стабильности представляют идеальную модель политической стабильности и в целях эффективного анализа и построения обобщенной характеристики состояния политической сферы общества, могут быть разделены на два больших блока: объективные и субъективные факторы политической стабильности Савин С.Д. Политическая стабильность в изменяющемся обществе: Автореф. дис. … кан. социол. наук: 23. 00. 02 / С.Д. Савин; науч. рук. В.Д. Виноградов. - Санкт-Петербург. 2003. С. 23. .

К объективным факторам отнесены институциональный комплекс политики и политическая культура общества. В качестве субъективных факторов политической стабильности можно выделить эффективность и легитимность власти, поскольку они очень тесно связаны с волевыми, социально-психологическими характеристиками субъектов и объектов политического управления.

Также необходимо отметить влияние на политическую стабильность влияние так называемых факторов "входа": этнические, экономические, социальные, социально-экологические и блок международных факторов, выступающие объективной основой стабильности общества в целом и обретающие политическое содержание в рамках степени их влияния на динамику политической системы. От характера экономического развития общества, от сбалансированности социальной структуры, от экологической политики и характера международных отношений будут зависеть и возможности стабилизации в политической сфере.

Для построения системы критериев, выделенные факторы необходимо разбить на четыре структурных блока: "институциональный", "политико-культурный", "эффективность власти" и "легитимность власти". Кроме того, в блоке "эффективность власти" было рассмотрено влияние на неё "внешних" социальных факторов: социально-структурных, экономических, социально-экологических, международных. Критериями политической стабильности при анализе состояния современного российского общества были определены следующие:

1) для институционального факторного блока - устойчивость основных политических институтов и эффективность реализации принципа разделения властей;

2) для блока факторов политической культуры - соответствие политической культуры общества его политическому устройству, её целостный или фрагментарный характер;

3) для блока факторов эффективности власти - решение властвующей элитой основных задач общественного развития;

4) для блока факторов легитимности власти - признание власти, её поддержка и доверие к ней.

Об уровне стабильности общества мы можем судить по ряду показателей, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Среди основных показателей социальной стабильности можно выделить Гончаренко А.В. Социальная стабильность и национальная безопасность России. Автореф. дис. … кан. социол. наук: 22. 00. 01 / А.В. Гончаренко. - М. 2001. С. 12. :

социально-стратификационные (наличие широких средних слоев, низкая маргинализация общества);

ценностно-нормативные (консенсус общества относительно основных норм и ценностей, обеспечивающий отлаженный механизм социального контроля и культурного единения общества);

такое состояние "человеческого потенциала", демографических и качественных характеристик его жизнедеятельности, которое способствует физическому и культурному развитию общества в условиях его структурной трансформации.

Изучение общественного мнения, изменений политических ориентаций населения является обязательным компонентом анализа и оценки политической стабильности в демократических государствах. Наличие надежного механизма "обратной связи", позволяющего свободно перемещаться информации по всей "вертикали" политического управления, имеет существенное значение для оперативного и адекватного реагирования органов власти на проблемы общественного развития, для учета и поддержки оптимального соотношения интересов различных социальных групп.

Основная цель измерения политической стабильности социологическими методами заключается в сборе эмпирической информации, отражающей "субъективный" аспект политической стабильности, что практически невозможно достичь с помощью иных научных методов и научно-практическом осмыслении этой информации.

Методические разработки социологических исследований, применяемые в нашей стране и за рубежом, как правило, используют пять характеристик политической стабильности Семигин Г.Ю. Политическая стабильность общества в условиях реформ. Дис. … д-ра политол. наук: 22. 00. 05. / Г.Ю. Семигин. - М. 1996. С. 126. :

общая оценка населением политической ситуации, состояние межрегиональных, межнациональных отношений и т.д.;

отношение к проводимому политическому курсу, к важнейшим решением государственной власти;

уровень поддержки деятельности политических и социальных институтов; рейтинг политических лидеров;

оценка соблюдения основных принципов, норм демократически устроенного государства, в том числе личной безопасности, социальной защищенности;

уровень протестной активности населения, иерархия ориентаций на конкретные формы социального протеста, готовность участвовать в социальных конфликтах.

Данные пять характеристик политической стабильности можно представить в качестве её пяти результирующих социологических показателей:

оценка социально-политической напряженности;

уровень поддержки политического курса;

уровень авторитетности социально-политических структур и их лидеров;

самооценка социально-правовой защищенности;

потенциал социального протеста.

На основании полученной информации по этим пяти результирующим показателям строятся итоговые индексы и делаются обобщающие выводы о степени легитимности системы политических отношений, глубине процесса отчуждения государства от общества и в целом об уровне политической стабильности.

Таким образом, можно выделить критерии политической стабильности:

превалирование социальной помощи над социальной мобилизацией;

высокие темпы экономического развития;

равномерное распределение доходов, обусловленное, в том числе, и способностью властей собирать налоги;

наличие резервов политических возможностей;

распространение институционализированных политических партий с широким членством, обеспечивающих вовлечение граждан в политическую жизнь.

Для нестабильных режимов характерны, в свою очередь, следующие показатели:

перевес социальной мобилизации над социальной помощью;

низкий уровень развития экономики;

неравномерное распределение материальных благ;

слабые политические возможности элиты;

преобладание "узких" и персонифицированных партий.

Шведские ученые С. Эрссон и Я. - Э. Лэйн выделяют несколько индикаторов нестабильности системы Erson S, Lane J. - E. Political Stability in European Democracies. - "European Journal of Political Research", 1983, vol. 11, №3. . Например, экономические показатели таковы: уровень безработицы и инфляции, рост ВНП, дефицит бюджета, состояние государственных займов. Социальное "измерение" представлено следующими параметрами: процент рабочих, участвующих в конфликтах с администрациями своих предприятий; уровень убийств и самоубийств, количество демонстраций, восстаний, политических забастовок, покушений. Наконец, в политическом отношении важны такие моменты, как степень обновления исполнительной власти, адаптируемость политической элиты к возможным изменениям, тип избирательной системы.

То есть, во-первых - в нестабильном обществе не действуют закономерности общества стабильного; во-вторых - нестабильность является результатом разбалансированности общественной системы; в-третьих - дисбаланс во многом порождается тем, что при проведении общественных трансформаций меняется социальная структура общества в сторону увеличения численности маргинальных слоев, что дестабилизирует социум; в-четвертых - стабилизации невозможно добиться без соответствующего контроля со стороны государства за состоянием общества Черникова С.М. Социальный компромисс в системе стабилизации общества: Автореф. дис. …кан. филос. наук / С.М. Черникова; Науч. рук. Н.И. Першин. - Волгоград. 2003. С. 21-22. .

Таким образом, можно сделать вывод, что "стабильность" как понятие может характеризовать лишь те процессы и явления, которым присущи изменения, причинно-следственные закономерности как линейного, так и вероятностного свойства. Система, которая в процессе своего функционирования нарушает рамки идентичности, то есть вступает в противоречие с собственной природой, теряет стабильность.

Оценки стабильности (нестабильности) зависят как от наличия соответствующей информации, так и от мировоззренческих позиций участников общественных процессов, субъектов политической жизни и деятельности. Поэтому особую важность приобретает разработка специальных процедур (показателей), позволяющих объективно оценить состояние системы и степень ее стабильности.

С точки зрения автора, вслед за А.А. Галкиным дестабилизацию необходимо рассматривать как антипод стабилизации Галкин А.А. Буржуазное общество в поисках стабильности. М: Наука, 1991. С. 34. . Можно выделить следующие условия дестабилизации:

Незавершенность и противоречивость переходного периода, в котором находится страна, возможность альтернативного или коррекционного курсов развития.

Недостаточная эффективность функционирования политической системы общества, незавершенность процесса ее формирования, несогласованность действий различных ветвей власти.

Недостаточно эффективная социальная политика и опасный уровень социальной дифференциации общества.

Наличие ряда острых, пока не урегулированных национально-этнических конфликтов.

Затянувшийся процесс кризисного экономического развития.

Высокий уровень преступности, в том числе организованной.

В действительности же дестабилизация - это набор возможных состояний, отличающихся друг от друга, по степени разрушительного воздействия Галкин А.А. Буржуазное общество в поисках стабильности. М: Наука, 1991. С. 34. . Однако необходимо провести различие между политическим конфликтом, насилием и терроризмом. Согласно, точки зрения В.А. Эпштейна конфликт, включающий цели и средства их достижения, можно рассматривать как способ разрешения противоречия, насилие же по отношения к конфликту является только одним из средств его реализации Эпштейн В.А. Политический терроризм как феномен современного общества: Дис. … кан. социол. наук: 22. 00. 05 / В.А. Эпштейн. - Казань. 1998. С. 29. .

Существуют различные точки зрения на модели кризисного развития политических конфликтов. Так, И.Ю. Залысин, разделяя политические конфликты на внутренние и внешние, выделяет 8 форм только внутригосударственного насилия: бунт, столкновение между политическими группировками, восстание, гражданская война, партизанская война, переворот, терроризм, репрессии Залысин И.Ю. Политическое насилие (теоретико-методологический анализ): Дис. … д-ра политол. наук: 23. 00. 01 / И.Ю. Залысин. - М. 1995. С. 47. . Подобный подход представляется нам излишне дробным, что только усложняет задачу.

Наиболее значимыми для научного анализа с точки зрения автора являются: кризис политической системы, политический переворот, гражданская война, социальная революция, терроризм.

А) Кризис политической системы возникает тогда, когда способы урегулирования противоречий, выработанные в рамках сложившейся политической системы, не дают положительных результатов. Признаками такого кризиса являются неспособность основных политических сил сохранить минимально необходимый консенсус, игнорирование значительной частью общества существующих политических процедур, невозможность, обращаясь к привычным формам политического процесса, создать устойчивые органы исполнительной власти. Дестабилизация такого рода не обязательно ведет к распаду системы. Однако для преодоления такой дестабилизации требуются кардинальные меры. Нередко восстановление консенсуса как основы возрождения стабильности требует серьезного преобразования политических институтов, перераспределения функций власти, смены политических сил, ее осуществляющих.

Б) Одну из крайних форм проявления кризиса политической системы составляет политический переворот. Он знаменует собой открытую попытку заменить разрушенный консенсус господством одних политических сил над другими. Сам по себе политический переворот не в силах восстановить стабильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет ее базовых структур (а именно в этом один из определяющих признаков переворота в отличие от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш времени. Однако чаще всего такая отсрочка не приносит желаемых результатов. Обстоятельства, породившие дестабилизацию, сохраняются, и связанные с ними проблемы приходится решать иными средствами.