logo
Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики

1.2 Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является -добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в статье 2 данного закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Закрепление в Законе «О благотворительной деятельности» описательного определения благотворительности соответствует традиции восточноевропейского законодательства.

Относительно современного западноевропейского законодательства, то оно, как в основном, не дает определения благотворительной деятельности, подменяя его простым перечислением тех юридических признаков, которые лежат в основе этого понятия. Так, например, в соответствии с нормами английского Закона «О благотворительных организациях» 1960 года, благотворительной считается та деятельность, которая, служит всему обществу либо значительной его части, а также преследует установленные в законе благотворительные цели.

Данное в статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон о благотворительной деятельности) определение благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что современной российской благотворительности присущи те классические признаки, которые были отмечены дореволюционными исследователями конца XIX--начала XX веков. К этим признакам относятся, прежде всего, добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний. Вместе с тем, сформулированное в Законе о благотворительной деятельности юридическое понятие благотворительности имеет целый ряд характерных особенностей, выходящих за рамки дореволюционных представлений о благотворительности. В частности, благотворительная деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации характеризуется псевдо бескорыстием, поскольку Закон допускает оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях.

Корпоративная благотворительность - добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов - собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность - дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основной вид деятельности. Можно сказать, что фонды занимаются благотворительностью на профессиональной основе и кроме этого ничем больше не занимаются. Источником финансирования для фондов в основном выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Некоторые фонды существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Ряд компаний для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды. Так например Благотворительный фонд ЛУКОЙЛ.

Частная благотворительность - наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником существенных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сами определяют социальные задачи под свое финансирование (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе проблемы и ищет средства их решения.

Деление вертикальное - по масштабам деятельности и объему средств предусматривают, что крупные компании могут осуществлять систематическую поддержку науки, решать - в масштабах региона или страны в целом - проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения - детские дома, хосписы, общества инвалидов, ветеранов. Ряд предприятий выделяет для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты, одежду и т.д. - для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).

Филантропия - слово греческого происхождения (philanthropia), означающее любовь к людям. При этом, можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать любовью к людям, то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение финансов стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой - благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а в сфере мотивации.

Меценатство. Изначально меценат - имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую играет объект его помощи. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии искусства, науки и культуры.

Спонсорство - этот вид непрофильного использования средств компании зачастую трактуют как одну из статей расходов на рекламу. В большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных мероприятий. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат - ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Социальная ответственность бизнеса. Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция - на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Социальная ответственность бизнеса - это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.

Социальная ответственность бизнеса чаще всего выражается в поддержке местных сообществ: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее. Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких.