3. Порядок благоустроения мира и место в нем политического общения
Как мы видели, аристотелевского объяснение присутствия блага в мире предполагает такой порядок благоустроения, в котором, как и в доме, в порядке целого есть более низкие и более высокие блага, - хотя все они участвуют в общем благе. Поэтому, придерживаясь общего с Платоном идеала свободной (невынужденной - не навязанной чужим произволом и обстоятельствами) и созерцательной жизни (бывшее блаженство, по Аристотелю, - самомышление божественного интеллекта), он полагает, что в силу несовершенства природы человека его жизнь нуждается в ряде благ, подчиненных главной цели. Человеку необходимы здоровье, пища и благоприятные условия жизни, в том числе и богатство - «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения». Правда, для Аристотеля богатство - это не столько предмет владения, сколько источник пользования: осуществление владения есть пользования им. Посему богатство подлежит нравственным ограничениям, должно соответствовать мере. Оно соразмерно благу лишь тогда, когда является необходимым для самодостаточной жизни; если же его оказывается в избытке, оно дурно. Наибольшую пользу из богатства извлекает не расточитель и не скупой, а щедрый: он раздает хозяйственные блага ради прекрасного.
Стяжательство как самоцель поэтому предосудительно. Накопление хозяйственных благ ради них самих Аристотель называет хрематистикой и считает неправильным типом хозяйства. Правильный тип - экономика (oikonomia, домашнее хозяйство, порядок, управление), ее цель - соразмерное благой цели удовлетворение хозяйственных нужд дома, семьи.
Хрематистика рождается из денежного обмена. Первоначально обмен был согласен с природой и отвечал потребностям жизни - восполнял недостающие для ее самодостаточности. Но с появлением такого средства обмена, как деньги, позволяющего сберегать и накапливать ценности, обмен стал орудием стяжательства; хозяйственными благами начинают считать все, ценность чего измеряется деньгами; люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе.
Если экономические отношения имеют целью выгоду, к которой сводятся все связанные с ними расчеты, то такие формы общения, как дружба и государство основаны на совсем иных мотивах. Определяя специфику государства как особого вида общения, Аристотель говорит: «Итак, ясно, что государство не есть общность местожительства, оно не создается в целях предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии их всех, вместе взятых, еще не будет государства; оно появится лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования». По мнению Аристотеля, государственное общение существует «ради прекрасной деятельности, а не просто ради совместного жительства».
Итак, государство - общение ради блага; причем общение прекрасное и свободное, а не вынужденное; как таковое оно в большей мере, чем другие общения, стремиться к высшему благу, «является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения».
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические мыслители
- Вопрос 25-Политическое наследие Аристотеля.
- 2.Политические учения Платона и Аристотеля
- Вопрос 10. Политические учения античности : Платон и Аристотель.
- Политическое учение Аристотеля.
- 5. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).