Маргинальные группы населения как субъект политики

курсовая работа

§ 1. Маргинальность и радикализм. Связь маргинализации общества и становления тоталитарных режимов

Большие социальные группы, включающие в себя большое количество людей, являются одним из наиболее реальных субъектов политики. К большим социальным группам относятся социальные классы, общественные страты и слои населения. Эти социальные группы значительно различаются по своему роду деятельности, что порождает свои психологические особенности, социально - групповое сознание, идеологию и политическое поведение той или иной группы.

Маргинальные слои населения, как отмечают многие исследователи, различны по своему составу, а, следовательно, и по своим психологическим особенностям, идеологии и политическому поведению. Как уже указывалось выше, Стоунквист писал, что представители маргинальных групп могут иметь два различных пути своего поведения: либо играть роль лидеров социально-политических и националистических движений, либо влачить существование изгоев. В политическом поведении обычно выделяются девиация, аморальность, агрессивность. Эти качества маргиналов проявляются на уровне межличностных и межгрупповых отношений.

Процесс маргинализации неизменно усиливает политизацию общественной жизни и способствует росту политической нестабильности. Как отмечает Ольшанский маргинальные и особенно люмпенизированные слои населения обычно играют особую конфликтную роль в современном обществе. А так же они являются источником опасности в качестве потенциальной базы политического радикализма. Ольшанский Политическая психология электронная версия скачано с http: //psyhological. ucoz.ua/load/16-1-0-79 Маргинальные слои тяготеют к созданию антиобщественных объединений, часто с инвертированной (вывернутой) системой ценностей. В последние десятилетия особое внимание привлекают попытки некоторых маргинальных слоев навязать свою волю большим референтным группам, подчинить их и превратить свою антиобщественную организацию в доминирующую. Примерами такого рода являются случаи захвата власти военными хунтами или небольшими сектантскими политическими группировками, устанавливающими политическую власть над значительными количествами людей. Многие исследователи рассматривают маргинальность как один из серьезных истоков политического радикализма.

Как отмечает Дахин В. в своей статье "государство и маргинализация", Маргинализирующееся большинство - "это горючий материал, который иногда набирает критическую массу для социальных взрывов" Дахин Государство и маргинализация // Свободная мысль 1997 №4 С. 52. Так же он отмечает, что именно маргинальная масса является благоприятной средой для любых политических манипуляций, ее отдельные части легко стравить между собой или направить против любой части общества или политической системы. Так же Дахин пишет о том, что такая масса в связи с неудовлетворенной потребностью самоидентификации и постоянным брожением может быстро переходит к действиям. Дахин Государство и маргинализация // Свободная мысль 1997 №4 С. 52

Перекликается с этим мнение автора учебника по политологии Соловьева, который указывает на то, что широкие слои маргиналов, численность которых в кризисное время становится очень высокой, а зависимость от политики властей исключительно сильной выступают в качестве основных социальных источников формирования тоталитарной системы власти. Именно маргинальные и люмпенизированные слои являются главным источником массового распространения уравнительно-распределительных отношений, настроений пренебрежения к богатству, разжигания социальной ненависти к зажиточным, более удачливым слоям населения. Свою роль в распространении подобных социальных стандартов и предрассудков сыграли и определенные слои интеллектуалов (интеллигенции), которые систематизировали эти народные чаяния, превратив их в морально-этическую систему, оправдывающую эти ментальные традиции и придавшую им дополнительный общественный резонанс и значение А.И. Соловьев Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.С. 150.

У люмпенов, появление которых является своего рода "конечным этапом маргинализации" На изломах социальной структуры/ Рук. авт. коллектива А.А. Галкин. М., 1987.С. 81, когда индивид уже полностью отторгается обществом, отношение к государству не всегда однозначно. Как указывают авторы исследования "На изломах социальной структуры" с одной стороны государство выступает по отношению к ним враждебно, регламентирую их образ жизни и, карая за нарушение закона, и защищая ту собственность, которую он хотел бы себе присвоить. С другой стороны государственный аппарат является покровителем, так как через государственные каналы поступает основная часть социальной помощи. Можно сказать, что отношение люмпенов к государству может варьироваться от полного отрицания до апологетической поддержки. Но, как указывают авторы работы, наиболее часто встречается озлобление. С одной стороны обособленность от общества у люмпена и его индивидуализм, толкают его к отстраненности от политического процесса. Но с другой стороны глубокая враждебность к обществу у люмпенов приводит к потенциальной готовности к разрушительным действиям, направленным против общества и его отдельных институтов.

Сходное, но не так ярко выраженное психологическое состояние у других маргинальных слоев, которые еще не опустились до уровня люмпенов. На таких людей опираются и опирались многие радикальные движения. Примером могут служить так называемые новые левые.

"Новые левые" - это движение против буржуазного общества, его социально-экономических и политических институтов, образа жизни, нравственных ценностей и идеалов. Оно не отличается целостностью мировоззренческих установок, практических программ и состоит из различных, пестрых по политическим ориентациям групп и организаций. Движение "новые левые" включает в себя компоненты стихийного и спонтанного бунта, выражающего недовольство социальной реальностью, но не имеющего действенных методов, способов и средств для ее практического изменения. Большинство представителей движения разделяло общую философию "тотального отрицания" существующих институтов, авторитетов, ценностей жизни Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М. 1981.С. 445.

Как указывают авторы исследования "на изломах социальной структуры", "идейные постулаты, сформулированные "новыми левыми" полностью совпадают с ценностями и установками, формулируемыми в сознании людей, вытесненных из общественных структур, отвергнутых обществом и отвергающих его" На изломах социальной структуры/ Рук. авт. коллектива А.А. Галкин. М., 1987.С. 70.

В подтверждение своих слов они приводят слова Г. Маркузе, одного из идеологов этого движения "под консервативной народной базой лежит слой отверженных и аутсайдеров, эксплуатируемых и преследуемых, тех, кто не работает и не может иметь работу. Они существуют за пределами демократического процесса, их жизнь есть наиболее непосредственное и наиболее реальное воплощение необходимости ликвидации нетерпимых институтов. Таким образом, их оппозиция революционна, даже если их сознание не является таковым" Цит. по На изломах социальной структуры/ Рук. авт. коллектива А.А. Галкин. М., 1987.С. 71.

Такое признание Маркузе, разумеется, не означает, что новые левые ориентировались лишь на люмпенов и близкие к ним слои населения. Но, однако, маргиналы без труда в лозунгах этого движения узнавали близкие себе идеи. То обстоятельство, что основной движущей силой новых левых стала молодежь не противоречит изложенному выше по многим причинам. Автор "на изломах социальной структуры" выделяет несколько, во-первых, молодежи свойственно увлечение яркими лозунгами, открывающими новые пути, во-вторых, именно французская молодежь испытала на себе обесценивание социального статуса и престижа интеллектуальных профессий. И, в-третьих, студенчество, это вполне оформившаяся группа населения, не включенная в производственный процесс, и поэтому не обладающая крепкими связями с остальной социальной структурой.

Проявлением маргинального характера этого движения так же служит и отрицательное отношение его к рабочему классу. Условно можно выделить несколько пунктов:

· в сознании рабочих важное место занимает позитивное отношение к труду. В ходе маргинализации же такие ценности у личности вытесняются частично или полностью.

· объективные условия существования рабочих побуждают их ценить коллективность и организованность. Маргинал же это эгоист и индивидуалист.

· Рабочий высоко ценит завоеванные им социальные и политические позиции. Ему чуждо отрицание права человека на собственность, созданную трудовыми усилиями и экономным хозяйствованием. маргинал наоборот, видит решение своих проблем в захвате позиций, позволяющих пользоваться общественным богатством, либо же желает насильственно присвоить чужую собственность.

В силу этих принципиальных отличий рабочий не принимал постулатов "новых левых", а те поспешили объявить его реакционной силой.

Рассмотрим другой пример влияния маргинальных масс на политическую жизнь страны. Как указывает А.А. Галкин, для любой диктатуры нужна социальная база, масса, которая поддерживала бы ее. В противном случае, как он пишет "приводит к глубокому кризису режима и рано или поздно становится причиной его гибели"А.А. Галкин Германский фашизм М., 1989.С. 145. По его мнению, политические силы, собирающиеся придти к власти, ищут массовые слои населения, на которые могут опереться либо еще до прихода к власти, либо после этого. Одним из таких слоев могут стать маргиналы, которые в ходе различных кризисов становятся действительно массовым слоем населения. Так, например маргиналы могут стать базой для установления тоталитарных режимов.

Как пишет Арендт, тоталитарные движения возможны везде, где есть "массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации" Х. Арендт Истоки тоталитаризма электронная версия скачано с http: //www.socioline.ru/node/797. Арендт указывает на то, что демократические свободы невозможны там, где произошло крушение массовой системы, и граждане уже не представлены группами и, следовательно, уже не образуют социальную и политическую иерархию. Я думаю, что резкое увеличение маргинальных слоев населения, в связи с экономическим кризисом после Первой Мировой войны, приводит к крушению такой иерархии может послужить созданием такой массы. Тем более что основные характеристики такой массы совпадают с характеристиками маргинальных групп, это такие черты как изолированность и нехватка нормальных социальных взаимоотношений, так же как ключевую характеристику такой массы Арендт указывает отсутствие наследования норм и жизненных установок какого-либо одного класса, а отражение норм нескольких классов. А ведь именно такое пограничное состояние и является состоянием маргиналов.

Делись добром ;)