logo
Анализ социально-политических идей М.М. Сперанского

2.1 Проект М.М. Сперанского как попытка реализации идей конституционализма в условиях России

В 1808 г. император объявил М.М. Сперанскому о том, что желает даровать России конституцию, и передал последнему поверхностные конституционные проекты Новосильцева, Чарторыского и барона Г.А. Розенкампфа, старшего члена Комиссии составления законов.

Вместо забракованных им проектов за относительно короткое время создал в 1809 г. обширное «Введение к Уложению государственных законов», «Краткое начертание государственного образования» и «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам».

Фактически был подготовлен грандиозный план реформы русского государственного строя, предполагавший коренные преобразования, выработку общего плана, охватывающего все управление, законодательство, суд. По глубине проработки и широте замысла план ставит на высоту великого государственного деятеля" .

«Введение к Уложению государственных законов» («План всеобщего государственного преобразования») фактически представляло собой проект конституционной монархии в России Крылов М.Э. История политических и правовых учений. -М.: Изд-во РИОР, 2003. С.45.

В проекте государственного уложения М.М. Сперанским была предпринята первая в истории русской общественной мысли попытка развести понятия государства и гражданского общества, политического и гражданского права. Развивалось представление, что в общественной жизни духовные и физические (экономические) силы человека могут действовать либо сосредоточенно как единое целое, либо порознь, когда каждый отстаивает свои интересы. В первом случае складывается сильное централизованное государство, подчиняющее себе частные интересы, во втором -- превалируют частные интересы, на основе согласования которых складывается гражданское общество. Необходимо ограничение одного другим в целях недопущения их подавления друг другом. «Если бы права державной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти в такой степени, что никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое» Степанов М.М. История политических и правовых учений. М.: Юристъ, 2003. .

Сперанский расчленил общество на основании различия прав. «Из сего обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:

1) права гражданские общие, всем подданным принадлежащие;

2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;

3) права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующее разделение состояний:

1) дворянство;

2) люди среднего состояния;

3) народ рабочий» Томсинов В. А. Светило русской бюрократии (М. М. Сперанский). М., 1997 (переиздание.)..

Дворянству отдавались все категории прав, причем права политические «не иначе как на основании собственности». Люди среднего состояния должны были иметь права гражданские общие, но не иметь особенных, а политические имеют «по их собственности». Народ рабочий должен был иметь общие права гражданские, но не иметь прав политических.

Под общими гражданскими правами понималась гражданская свобода личности, под политическими - участие в государственном управлении. Следовательно, проект реформатора отвечал наиболее либеральным стремлениям Александра, отрицая крепостное право и вводя начала представительства. Вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов, он изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, другую -- как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы. Указывая, что вторая система существует во Франции (которой тогда увлекался Александр), М.М, Сперанский подталкивал Александра следовать именно этой системе, так как при ней законом созданное представительств на деле было бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, сохранял «право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону». Данные оговорки привносили в будущий строй гибкость, которой можно было воспользоваться в зависимости от обстоятельств. Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, реформатор одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Либеральный по принципам проект мог быть очень умерен и осторожен по исполнению Томсинов В. А. Светило русской бюрократии (М. М. Сперанский). М., 1997 (переиздание.)..

«Уложение» М.М. открывается глубоким теоретическим исследованием «свойств и предметов» «государственных, коренных и органических законов». Осмысляя опыт предшествующих царствований, современных западных государств (прежде всего Англии и Франции), он приходит к выводу: «Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое -- в исполнении, третье -- в части судной Крылов М.Э. История политических и правовых учений. -М.: Изд-во РИОР, 2003. С.45».

В главе «О разуме государственного уложения» М.М. Сперанский подробно рассматривает вопрос о «благовременности» введения «правильного», т.е. конституционного государственного устройства. Отмечая, что в Европе конституции, как правило, вводились под нажимом революционных смут и переворотов и потому носили противоречивый характер, он был уверен, что в России же сами власти могут ввести конституцию, тщательно спланировав ее. Попытки введения конституции в России предпринимались и раньше. Однако и усилия оказались тщетны, потому что они были преждевременны, так как общество было не готово к ним. Наконец, время настало. Его симптомы виделись в падении общественного уважения к властям, в росте всеобщего неудовольствия, которое находит отражение в нелицеприятной публичной, несмотря на цензуру.

М.М. Сперанский представил развернутый и стройный план такой конституции. Задача состоит в том, «чтобы правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на непременном законе». Поскольку первым и основополагающим политическим принципом либерализма является разделение властей, постольку в его реализации он видел основной смысл своего «Уложения». При этом, учитывая общий настрой императора, Российская империя представлена им как «государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным». Державная власть соединяет в себе законодательную, судебную и исполнительную и приводит их в действие посредством институтов, отношения между которыми определены законом История политический и правовых учений: Учебник / Под ред. К.И. Мордвинова. СПб: Питер, 2002. C. 274.