logo
Консерватизм как политическая теория

2 АВТОРИТАРНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Для большинства европейских стран в которых действовали политические силы консервативного направления было характерно продолжение, своеобразная инерция тенденций и положений, которые были присущи на концептуальном уровне аристократическому консерватизму второй половины XIX в. Общей характеристикой значительной части этих политических сил было тяготение к сильной власти государства, существенному ограничению демократии в пользу правящей верхушки, ради установления и поддержания порядка и обеспечения общественной безопасности, что позволило исследователям говорить о авторитарном характере консерватизма этого этапа Демидов, А.И. Политология в вопросах и ответах / А.И. Демидов, А.В. Милько. - М.: Юристъ, 2002. - С. 61..

Теоретические конструкции авторитарного формата были наработаны в наиболее полной и завершенной форме в Германии. В определенной степени этому способствовало поражение кайзеровской Германии в Первой мировой войне и попытки на теоретическом, политическом уровне осознать причины этого поражения и найти пути дальнейшего развития. В среде немецких консерваторов того периода выделяют два направления: "старые консерваторы" и сторонники "обновляющегося" консерватизма. Представители первого направления получили еще в литературе название "вильгельменисты", поскольку они считали, что следует вернуться к политическому строю, который существовал до и во время войны, во времена правления последнего кайзера Вильгельма II. Потерянный политический строй был сословной системой во главе с монархом, которая не принимала демократических институтов и характеризовалась пренебрежением верхушки, преимущественно аристократии, к низам Политология для юристов. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2002. - С. 340..

Представители "обновляющегося" консерватизма критически относились к периоду имперской Германии, критиковали власть за терпимость к либерализму, неспособность дать острый отпор социалистам. Одним из лидеров этого направления был Освальд Шпенглер (1880-1936), который в своем труде "Сумерки Европы" применил к обществу биологическое понятие "живого организма", выступил апологетом авторитаризма, характеризовал человека как эгоистическое и агрессивное существо с ощутимым элементом расизма. Его взглядам характерно неприятие рационализма Там же. - С. 342..

Общей идеей, которая была свойственна всем представителям "обновляющегося" консерватизма, стала концепция "консервативной революции" или "третьего пути", которая направляла свою критику одновременно на принципы и институты демократического общества, особенно - парламентаризм и космополитизм. Одновременно, концепция обосновывала "особый путь" и национальное возрождение. Одной из задач было формирование новой коллективности, которая должна быть направлена против партийного дробления граждан, их политического противостояния. Объединяющим элементом должна быть единственная Родина, общая нация.

Формирование новой коллективности должно происходить за счет исторической преемственности и сословной конструкции. Необходимым элементом в этой конструкции должен быть национальный лидер, который должен был отвечать персонально перед нацией и направлять деятельность всех граждан к национальной величия. К представителям этого направления следует отнести Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925), основной труд - "Третий Рейх" (1923), был одним из основателей в Берлине "Июньского клуба" и его идеологическим руководителем на протяжении 1915 - 1925 лет. По его мнению, консерватизм является главным принципом организации мира и природы, поскольку миром правят неизменные принципы, призванные обеспечивать равновесие. Согласно органической парадигмы ван ден Брук во главе ставил нацию, как важнейшую форму человеческой экзистенции, далее в его структуре шла семья. Общество должно было придерживаться сословной иерархии. Власть должна обеспечить порядок и безопасность для населения. Согласно ему "консервативная революция" была призвана ликвидировать результаты, материализованные в институтах и порядках Веймарской республики. Прежде всего, это касалось принципов либерализма, которые были привнесены и получили развитие в Германии Агафонов Ю.А., Визнер С.В.и др. Основы политологии. Ростов н/Д., 2000. - С. 257..

Следует также отметить, что идеи "консервативной революции," или "третьего пути" были в полной мере присущими итальянскому фашизму на раннем этапе его функционирования и Рене Генону и Юлиусу Эволу, которые относятся к представителям интегрального традиционализма. Считается, что основы этого направления заложил Рене Жан Мария Йожеф Генон (1886-1951) - французский мыслитель, писатель, который позже принял ислам и переехал на постоянно в Египет. В своих трудах после завершения Первой мировой войны он начал активно критиковать западную цивилизацию за потерю духовности, обращаясь к исламу, который по его мнению еще сохранил духовные ценности Жукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. М.: Изд-во “Союз”, 2009. - С. 450..

Интегральный традиционализм критически относился к демократии, либерализму и модернизму. Целью общества быть возвращение к идеальному обществу, которое имело место в Европе до Великой французской революции. Переход можно было осуществить путем очередной, уже консервативной революции. Большое значение при этом придавалось религии, однако в отличие от большинства направлений консерватизма, сторонники интегрального традиционализма пытались соединить положение католицизма с элементами оккультизма, ислама, индуизма и принципами масонства.

Юлиус Эвола (1898-1974) - барон, итальянский философ, поэт. В 1934 г. вышел в свет его труд "Восстание против современного мира", в которой были изложены основные положения интегрального традиционализма. Он был недоволен современным миром, в котором господствовали демократические ценности и принципы гуманизма и противопоставлял ему мир традиции, который основывался на иерархии, чести, верности, служении, признании значение войны. Консервативная революция, по его мнению, имела духовное измерение и должна была базироваться на традиционных ценностях, одновременно движением в ее направлении он считал объединение Австрии, Италии и Германии, как возвращение к римско-германскому миру традиционных ценностей и классической культуры Политология. Учебное пособие / Под ред. Д.С. Клементьева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. - С. 319..

Таким образом, в первой половине XX в. консерватизм продолжал развивать традиционные вопросы, сформулированные еще на предыдущем этапе развития. Общей характеристикой консерватизма выступал авторитаризм власти, в равной степени монаршей и республиканской, когда должна существовать сильная власть и государство. Это нашло свое отражение на практике, когда в Европе восстал целый ряд государств с авторитарными политическими режимами: Италия, Германия, Испания, Португалия, Венгрия, Румыния.