logo
Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь

Введение

Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение.

История человеческой цивилизации свидетельствует, что с появлением института государства и присущей ему внешней политики и дипломатии одновременно появилась и публичная форма ее обоснования - внешнеполитическая пропаганда или "публичная дипломатия".

Главным содержанием внешнеполитической пропаганды является государственная идеология, пропаганда же носит прикладной характер, являясь инструментом или способом распространения идеологии. Таким образом, внешнеполитическая пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность государства, негосударственных органов и общественных объединений, межправительственных и международных организаций по распространению на международной арене принадлежащей им информации, разъяснению взглядов и идей с целью обеспечения своих внешнеполитических целей и задач, формированию положительного имиджа государства и популяризации привлекательного образа жизни страны, а также по нейтрализации пропагандисткой деятельности противников конкретного государства или общественного движения (контрпропаганда).

Для обеспечения внутренней и внешней поддержки целей и задач внешнеполитической стратегии правительства государств постоянно прибегают к манипулированию общественным мнением. Первостепенная роль в этом принадлежит внешнеполитической пропаганде. Практика международных отношений не раз подтверждала истину: "Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром". Роль внешнеполитической информации и пропаганды особенно возрастает в периоды международных кризисов или обострения международной обстановки.