logo
Анализ использования приемов и методов PR в избирательной кампании (на примере политической партии "Единая Россия")

2.3 Анализ взаимодействия политических партий с населением

К вопросу группирования общественности специалисты по паблик рилейшнз подходят исключительно с прагматических позиций, выделяя в ней те группы, которые тот или иной институт (корпорация, государственное учреждение, общественно-политическая организация или просто отдельное лицо) считает «своими». То есть речь идет о тех группах общественности, на которые оказывает влияние та или иная организация и от отношения которых к организации зависит успех или неудача ее деятельности.

В литературе по паблик рилейшнз наиболее распространенной и вместе с тем слишком обобщенной категоризацией общественности является деление ее на две группы: внешнюю и внутреннюю. Внешнюю общественность составляют группы людей, непосредственно не связанные с организацией: пресса, государственные органы, население и др. Внутренняя общественность - группы людей, входящие в состав собственно организации: рабочие, инженерно-технические работники, руководители, и т.д.

Политическая партия «Единая Россия» взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:

население (избиратели);

политические партии и выборные должностные лица;

профессиональные союзы;

гражданские объединения;

служащие;

средства массовой информации.

Важнейшим аспектом работы является взаимодействие с гражданами в решении их повседневных проблем. Центральное место в работе партии с обращениями граждан занимает Центральная приемная Председателя Партии. За время её работы туда поступило почти 13 млн. обращений граждан. На базе Центральная приемная организуются «горячие линии» помощи гражданам по различным актуальным вопросам.

Ниже представлена динамика обращений граждан в Центральную приемную Председателя партии (табл.5).

Таблица 5

Динамика обращений граждан в Центральную приемную Председателя партии, тыс.чел.

Год

2010

2001

2012

2013

Число обращений

1848

3652

4780

3892

Данные, представленные в таблице 5, свидетельствуют о положительной динамике числа обращений граждан в Центральную приемную партии, при этом за анализируемый период данный показатель вырос на 210%, наибольшее число обращений поступило в 2012 году.

Рассмотрим коммуникационную схему взаимодействия партии с населением (рис.11).

Рис.11. Коммуникационная модель партии «Единая Россия» с населением.

Рассмотрим подробнее организацию взаимодействия партии со СМИ в период избирательной кампании.

Взаимодействие со СМИ организует Департамент взаимодействия со СМИ ЦИК Партии «Единая Россия».

Есть отдельный телефон и факс только для представителей СМИ, общественная приемная.

Основными функциями Департамента являются:

* обеспечение связи членов партии со средствами массовой информации;

* предоставление средствам массовой информации материалов о деятельности членов партии;

* организация информационного освещения мероприятий с участием членов партии;

* информирование членов партии о позициях средств массовой информации, об откликах в прессе, на телевидении и радио на деятельность партии, а также о состоянии общественного мнения по этой проблеме.

Задачами Департамента являются:

* организация пресс-конференций, брифингов членов партии;

* организация встреч членов партии с представителями газет, радио и телевидения, журналов;

* консультация членов партии по проблемам взаимоотношений со средствами массовой информации, выступлений в них;

* взаимодействие с российскими и иностранными средствами массовой информации и журналистами в целях объективного освещения деятельности членов партии;

* формирование через средства массовой информации общественного мнения о деятельности членов партии;

* участие в проведении официальных встреч членов партии с зарубежными и российскими делегациями, дипломатами с целью освещения их мероприятий в средствах массовой информации;

* участие в подготовке и проведении официальных визитов и рабочих поездок членов партии по стране и за рубеж в целях их освещения в средствах массовой информации;

* подготовка по поручениям председателя партии текстов и организация их опубликования в средствах массовой информации;

* и другое [18]

Формы взаимодействия партии со СМИ представлены на рисунке 12.

Рис.12. Формы взаимодействия партии «Единая Россия» со СМИ в период избирательной кампании.

Проанализируем частоту упоминаний партии «Единая Россия» в печатных СМИ. Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить следующую частоту упоминаний партии «Единая Россия» в печатных СМИ (табл. 6).

Таблица 6

Частота упоминаний партии «Единая Россия» в печатных СМИ за 2014 г.

Партия

Количество сообщений

Доля в %

Главная роль

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

«Единая Россия»

6306

31,3

1498

733

497

2475

Как видно из таблицы, «Единая Россия» по количеству сообщений в федеральных печатных СМИ в прошлом году занимает долю 31,3%. Причем негативных упоминаний о ней больше, чем позитивных на 236.

Полученные данные целесообразно сравнить с такими же переменными за прошлый год (табл. 7).

Таблица 7

Частота упоминаний партии «Единая Россия» в печатных СМИ за 2014-2013 гг.

Партия

Частота упоминаний, 2013 год

Частота упоминаний , 2014 год

«Единая Россия»

37,6%

31,3%

Как видно из таблицы, частота упоминаний о партии в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 6,3%.

Представленность партии на ТВ и радио.

Контент-анализ позволил выявить следующую частоту упоминаний партии «Единая Россия» в федеральном ТВ-эфире и на радио (табл. 8).

Таблица 8

Частота упоминаний партии «Единая Россия» в федеральном ТВ-эфире и на радио за 2014 гг.

Партия

Количество сообщений

Доля в %

Главная роль

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

«Единая Россия»

6629

30,7

2541

277

473

2203

Как видно из таблицы, «Единая Россия» по количеству сообщений в федеральном ТВ-эфире и на радио в прошлом году занимает долю 30,7%. причем позитивных упоминаний о ней больше, чем негативных на 196.

Полученные данные целесообразно сравнить с такими же переменными за прошлый год (табл. 9).

Таблица 9

Частота упоминаний партии «Единая Россия» в федеральном ТВ-эфире и на радио за 2013-2014 гг.

Партия

Частота упоминаний, 2013 год

Частота упоминаний , 2014 год

«Единая Россия»

37,4%

30,7%

Как видно из таблицы, частота упоминаний о партии в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 6,7%.

По данным об упоминании партии в печатных СМИ, в ТВ-эфире и на радио можно сделать вывод, что частота упоминаний о «Единой России» снизилась в целом в СМИ на 13%. Но в целом их количество выше, чем у других партий [20].

Рассматривая соотношение позитивных и негативных материалов в различных средствах массовой информации, необходимо отметить тот факт, что наибольшее количество позитивных упоминаний о партии и наименьшее количество негативных приходится на центральное телевидение, что говорит о том, что наибольшее внимание оказывается именно этому средству массовой информации.

Как заявила депутат Госдумы Ирина Яровая, партия заинтересована в том, чтобы в средствах массовой информации появлялись максимально объективные, достоверные сведения о деятельности «Единой России», ее инициативах, оценках внутрипартийного диалога, и, в целом, о политической ситуации, проблемах и перспективах развития страны.

Партии необходим открытый диалог с обществом. Для этого она использует традиционные форматы взаимодействия со СМИ, а также клубные партийные площадки. Также важно то, что партия присутствует в региональном информационном пространстве. Ведь обратная связь с регионами позволяет держать руку на пульсе общества, отслеживать и решать те конкретные проблемы, которые интересуют граждан.

Партия также заинтересована в тесном сотрудничестве с международными средствами массовой информации. На примере южноосетинского конфликта мы могли наблюдать, как поспешная, недостоверная информация западных СМИ создала искаженное представление об истинных причинах конфликта и Россия была вынуждена встать в позицию оправдывающейся стороны.