logo
Институт парламентаризма в Западном обществе

Введение

Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.

При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. То есть формально парламентаризм означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем народа (нации), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы крупных (значительных) слоев общества.

Актуальность данной темы определяется тем, что возникновение новых государств в одних случаях, и радикальное переустройство политических институтов в других, резко повысили спрос на научные исследования, которые могли бы лечь в основу конституционного строительства. Мировая политическая наука ответила на этот спрос значительным увеличением числа сравнительных исследований политических институтов, в т.ч. специально посвященных парламентам. Парламентоведение стало одним из основных тематических блоков политической компаративистики.

Основной институт, выполняющий законодательные функции в современных демократиях при парламентаризме - это парламент. Его члены должны определяться выборным путем и представлять интересы самого политически активного сегмента населения.

1. Институт парламентаризма в Великобритании

Парламент в Великобритании основан на двухпалатной системе. Палата Лордов (верхняя палата) и Палата Общин (нижняя палата) проводят заседания отдельно друг от друга и формируются совершенно по-разному. Процесс принятия законов вовлекает обе палаты. Парламент должен выполнять следующие функции: изучать предложения для новых законов, обеспечивать денежные средства для работы правительства, изучать политику правительства и его управление, включая его траты и обсуждать главные вопросы страны. Парламент может действовать на протяжении пяти лет. В любое время до конца этого срока должны быть проведены выборы членов новой Палаты Общин.

Палата общин является центром парламентской власти. Члены палаты ответственны перед выбравшими их людьми и в 20 веке Палата Лордов признала верховенство выборной палаты.

Роль. Палату общин обычно называют нижней палатой парламента, но это как раз место для главных политических баталий. Как и Палата Лордов, Палата Общин обсуждает и изменяет новые законы в процессе их принятия. Палата также рассматривает и критикует работу правительства, где она проводит беседы с министрами и исследует стороны политической и общественной жизни с помощью системы выборных комитетов. Так как нижняя палата создается на основе выборов, партия, которая получила большинство мест, формирует новое правительство.

Палата Лордов - вторая палата Британского парламента. Члены Палаты Лордов (пэры) состоят из высших чинов церкви, верховных судей и обычных пэров. Членов Палаты Лордов не выбирают. Изначально они были избраны из наиболее влиятельных и могущественных представителей знати Великобритании; много членов верхней палаты получили это место по наследству, но с выходом закона, позволяющего королеве присваивать пожизненное пэрство, значительно увеличилось количество людей, входящих в Палату Лордов пожизненно.

Роль. В целом роль Палаты Лордов сходна с ролью Палаты Общин, за некоторыми существенными исключениями: члены верхней палаты не представляют электорат и они не обсуждают и не принимают решения по вопросам налогов и финансирования. Фактически их роль сводится к доработке и одобрению важных законов и постановлений, разрабатываемых в нижней палате. Все билли проходят через обе палаты перед тем, как стать законами, причем не важно, в какой из палат был разработан документ. Если Палата Лордов вносит изменения в билль, то его должна одобрить и нижняя палата. Лорды тратят не меньше усилий на доработку будущих законов. Однако, в 1911 году был принят закон, по которому члены верхней палаты не могли больше отвергать законы, принятые нижней палатой. Теперь они могут отложить представление билля на одобрение королевой на один год. Также Палата Лордов является высшим апелляционным судом по гражданским делам в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии.

Партии в Палате Лордов. Состав членов партий в верхней палате совершенно отличается от ситуации в нижней палате. Традиционно большинство пэров - консерваторы, но лишь приблизительно половина всех пэров причисляют себя к той или иной политической партии, поэтому часто подавляющего большинства одной партии не существует. Треть всех пэров Великобритании не беспокоится о том, чтобы принимать участие в политической жизни страны, другие посещают Вестминстер далеко не каждый день, поэтому при общем количестве пэров, превышающем тысячу человек, ежедневная посещаемость составляет около 400 членов верхней палаты. Некоторые из лордов являются бывшими членами нижней палаты, которых наградили пэрством за вклад в развитие государства и работу в правительстве.

Спикер Палаты Общин является неотъемлемой и, пожалуй, центральной частью всей палаты. Это официальный лидер нижней палаты парламента, который контролирует и направляет ежедневную работу ее 659 членов.

Права и обязанности. Во время обсуждений спикер выполняет обязанности председателя. Спикер обычно проводит дебаты лично с 2.30 до 4.30 дня, с 6.30 до 7.30 вечера и в еще один период времени ближе к концу рабочего дня. Представляет Палату Общин вне парламента при переговорах с Палатой Лордов и членами правительства и Королевского Двора. Поддерживает порядок в зале заседания и вызывает членов палаты, которые хотят выступить. Призван защищать интересы партий меньшинства в палате и соблюдать баланс при вызове желающих высказаться. Что касается поддержки порядка в зале, спикер не должен допускать обвинений против любого из членов палаты или использования ненормативной лексики, а если в парламенте творится бардак и спикер не может успокоить разъяренную толпу членов Палаты Общин, он имеет право отменить или перенести заседание. В случае намеренного нарушения правил отстранить члена парламента от участия в работе парламента на определенный период времени. Спикер принимает решения о целесообразности рассмотрения того или иного частного Билля или жалобы. Спикер и его три заместителя не принимают участия в голосовании.

Парламентские комитеты. Обе палаты парламента имеют собственные системы комитетов. Они известны под названием выборных комитетов. Остальные комитеты включают в себя постоянные комитеты Палаты Общин, комитеты всего парламента, объединенные комитеты обеих палат и комитеты по частным биллям.

Система выборных комитетов. Выборные комитеты изучают поставленные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации. Эти комитеты наделены правами вызывать свидетелей и предъявлять документы в качестве доказательств. Доклады выборных комитетов обычно очень подробные и включают в себя рекомендации заинтересованных партий. Эти доклады рассматриваются правительством, которое затем дает официальный ответ к фактам и рекомендациям, упомянутым в докладе.

Палата Общин. Для того, чтобы помочь парламенту контролировать исполнительную власть, изучая аспекты политики правительства, его управление и расходы, в 1979 году были созданы 16 комитетов, изучающих работу основных министерств правительства. Состав комитетов подбирается по возможности с учетом соотношения политических партий в нижней палате парламента, но председатель комитета не обязательно выбирается из членов правящей партии. Другие выборные комитеты Палаты Общин включают Комитет по Счетам Государства, который проверяет все счета правительства и отчеты аудиторов и Комитет по Европейскому Законодательству, который рассматривает предложения для системы права Европейского Сообщества и другие его документы. Также в Палате Общин есть четыре внутренних выборных комитета, которые занимаются внутренними делами парламента. Комитет Отбора назначает членов постоянных и выборных комитетов. При подготовке списков комитетов они консультируются с парламентскими организаторами правящей и оппозиционной партий. Каждый комитет выбирает своего собственного председателя.

Палата Лордов. В верхней палате парламента работают два основных комитета, Комитет по Европейскому Сообществу и Комитет по Науке и Технике. Комитет по Европейскому Сообществу рассматривает черновые предложения, предложенные ЕС, перед тем, как передать их на утверждение Совету Министров. Этот комитет насчитывает шесть специализированных подкомитетов. Комитет по Науке и Технике регулярно назначает два подкомитета, которые осуществляют подробные исследования темы. Также в Палате Лордов работают комитеты по вопросам общего и частного права и по внутренней работе Палаты. Палата Лордов регулярно создает другие комитеты для рассмотрения тех или иных вопросов. Основная часть судебной работы Палаты Лордов приходится на долю Апелляционному Комитету.

Постоянные комитеты Палаты Общин обсуждают и рассматривают Билли на стадии комитета. Комитет рассматривает каждый Билль строчка за строчкой, может изменять и поправлять его перед отправкой на дальнейшее обсуждение в нижнюю палату. Обычно работают до 10 постоянных комитетов. Каждый комитет имеет своего председателя и от 16 до 50 членов, причем партийная принадлежность членов комитета по возможности отражает соотношение политических сил в нижней палате. Существуют постоянные комитеты, которые рассматривают законы и документы ЕС, а также комитеты по делам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Комитет Шотландии включает 72 шотландских члена палаты. Он может работать как на территории Шотландии, так и в Вестминстере и занимается вопросами государственных расходов Шотландии, другими ее делами и имеет право рассматривать Билли, касающиеся непосредственно Шотландии во втором чтении. Комитет Уэльса состоит из 40 уэльских членов нижней палаты. Он только рассматривает во втором чтении Билли, касающиеся непосредственно Уэльса. Комитет Северной Ирландии включает 18 членов парламента из Северной Ирландии и до 25 других членов. Он обсуждает вопросы, связанные с Северной Ирландией.

Объединенные комитеты, включающие членов обеих палат, назначаются для работы с Объединенными Биллями и Законодательными актами. Обе палаты могут также договориться о создании объединенных комитетов по другим вопросам. В объединенный комитет назначается равное количество членов из верхней и нижней палат.

Комитеты по частным Биллям. Эти комитеты рассматривают частные Билли - билли, которые были предложены физическими или юридическими лицами с целью получения специальных законных прав.

Система политических партий, которая существует в той или иной форме с 18 века, является важным элементом работы законодательной системы. В течение последних 150 лет фактически существовала двухпартийная система и на протяжении последнего полувека этими партиями являются партия консерваторов и партия лейбористов. Партия, которая получает наибольшее количество мест в нижней палате обычно формирует правительство. Наиболее крупная партия из меньшинства, представленного в палате, становится официальной оппозицией.

Система парламентских организаторов. Парламентские организаторы (whips) играют большую роль внутри парламента, особенно когда количество представителей правящей и оппозиционной партий почти равны. При голосовании по важным вопросам необходимо, чтобы все члены партии присутствовали на заседании, чем и занимаются парламентские организаторы. В их обязанности включаются: оповещение членов палаты о грядущих обсуждениях и событиях в парламенте, передача мнений рядовых членов партии лидеру и обеспечение максимального количества присутствующих. Термин whip также относится к внутрипарламентскому еженедельному документу с расписанием событий, который рассылается парламентскими организаторами всем членам своих партий. Важность того или иного события указывается количеством его подчеркиваний в документе, например, события, подчеркнутые один раз, посещать необязательно, два раза - обязательно, три - жизненно необходимо (например, второе чтение Билля или выражение недоверия правительству). Если член партии не посещает обсуждения, подчеркнутые три раза, то это расценивается как восстание против партии и может быть наказано вплоть до исключения из нее.

В Палате общин парламентские организаторы состоят из главного организатора, организаторов правящей партии и оппозиции, а также переменного числа подчиненных организаторов. Каждая из партий меньшинства также имеет своего парламентского организатора. Главный парламентский организатор имеет официальный титул Парламентского Секретаря Казначейства. Действующий главный организатор имеет 15 подчиненных. Они также имеют официальные должности Королевского Двора и, как и некоторые из организаторов оппозиции, получают дополнительную заработную плату. Главный парламентский организатор отвечает перед премьер-министром и лидером Палаты Общин. Он присутствует при заседании кабинета министров и организовывает вопросы, которые обсуждает парламент. Главный организатор оппозиции получает еженедельное уведомление с расписанием работы парламента и утверждает его вместе с организатором правящей партии.

Палата Лордов. В Палате Лордов партийная дисциплина не играет такую значительную роль, как в Палате Общин, и парламентские организаторы менее заняты партийными делами. Тем не менее, они по-прежнему обязаны обеспечить присутствие большинства на важных обсуждениях и голосованиях.

Принятие нового закона. Черновик нового закона принимает форму Билля парламента, который должен пройти через все стадии обсуждения, изменения и принятия, а также одобрения королевой, что является формальностью. Затем билль становится Законом и по умолчанию вступает в силу в день одобрения королевой. Билли рассматриваются в парламенте в двух случаях: когда старый закон должен быть изменен, так как он устарел, не соответствует европейскому законодательству или по каким-либо другим причинам и когда правительство хочет принять новый закон. Большинство принятых биллей действуют на территории всего Объединенного Королевства, однако, некоторые Билли применяются только на территории Шотландии, Уэльса, Англии или Северной Ирландии.

Стадия подготовки. Билль разрабатывается членами Парламентского Совета, которые являются государственными служащими. Он отражает мнение и желание правительства и может проходить дальнейшую доработку в Кабинете Министров и Королевской Комиссии, прежде чем быть представленным в парламент. Первое чтение. Рассмотрение Билля включают в ежедневное расписание работы нижней палаты, с пометкой "Формальное первой чтение: никаких обсуждений". В день обсуждения на стол спикеру кладется черновик Билля и по распоряжению спикера секретарь зачитывает название Билля, после чего назначается день предполагаемого второго чтения. После первого чтения также поступает распоряжение для распечатки билля всем членам нижней палаты. Второе чтение. Второе чтение - это стадия, на которой палата обсуждает принципы Билля. На этой стадии Билли не принимают очень редко. За последние тридцать лет это произошло только два раза Стадия комитета. Комитет подробно рассматривает весь Билль, изменяя его по своему усмотрению. Билль обсуждается в постоянном комитете, однако на этой стадии он может обсуждаться и всей палатой. Каждый из членов парламента может внести свою лепту в обсуждение и изменение Билля. Измененный Билль перепечатывают и ему присваивается новый номер. Доклад. На этой стадии анализируются изменения, сделанные комитетом. В это время могут быть привнесены новые изменения, а также могут быть добавлены новые главы. Все члены палаты могут высказать свое мнение. Третье чтение. На этой стадии палата обсуждает Билль и принимает решение о его принятии или отвержении, но уже не изменяет его содержания. Изменения в Палате Лордов. Теперь Билль отправляют в Палату Лордов, где он проходит практически такие же стадии, что и в Палате Общин. Обе палаты должны прийти к единому варианту текста Билля. Если лорды изменили Билль, он отправляется на рассмотрение Палате Общин, члены которой могут согласиться или не согласиться с изменениями. Если члены двух палат не могут прийти к единому решению, то к рассмотрению принимается вариант Палаты Общин. Билль отправляется на одобрение королеве. Одобрение королевы. Королева должна одобрить или отвергнуть Билль. На этой стадии Билли не отвергали с 1707 года, поэтому сейчас это просто формальность. Одобренный Билль становится Законом, ему присваивается его номер и его печатают в своде законов.