logo
Имидж политического лидера: сравнительный анализ

Введение

В процессе политического взаимодействия имидж субъекта политической коммуникации определяет многое. В последнее время политические лидеры стали обращать внимание на формирование своего имиджа, но немногим удается сотворить его таким, чтобы он завоевал симпатии избирателей. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, некоторые политики и социологи отмечают необходимость сокращения дистанции между властью и обществом, сближения всех ветвей власти с населением. Политический же имидж как раз является тем инструментом, который помогает не только наладить связь с общественностью, но и скорректировать социально-политическое состояние, улучшить психологический климат в обществе.

В процессе политической коммуникации имидж выступает в роли связующего звена между политиком и его аудиторией. Он служит отражением как интересов аудитории, так и интересов политика и пытается совместить эти интересы, уйти от одностороннего давления сверху, свойственного тоталитарному обществу. Демократическое общество как раз и предполагает более серьезную роль населения в принятии и проведении тех или иных решений на уровне государства. То есть население получает тот информационный и политический продукт, который более всего отвечает его интересам.

Имидж как системное понятие складывается из множества компонентов. Содержание и значение каждого компонента, кроме вербального, рассмотрено достаточно широко и полно.

На вербальный имидж (который зависит от того, что и как говорит и пишет политик), в свою очередь, влияют не только фактическое содержание текстов публичных выступлений и предвыборных рекламных материалов, но и качество их оформления со стороны языка и стиля, то есть культуры речи (устной или письменной). Исследователи называют различные виды коммуникативных стратегий в разных дискурсах, в том числе в политическом: дискурсивные, стилистические, семантические, прагматические, риторические, диалоговые и т.д.

Е.И. Шейгал выделяет в политическом дискурсе следующие виды стратегий:

1) стратегия вуалирования, затушевывания нежелательной информации (позволяет притушить, сделать менее очевидными неприятные факты);

2) стратегия мистификации (сокрытие истины, сознательное введение в заблуждение);

3) стратегия анонимности (деперсонализации) как прием снятия ответственности.

Можно назвать ещё несколько видов стратегий применительно к политическому дискурсу: стратегия реификации (конструирование образа врага), стратегия делегитимизации (разрушение образа оппонента) и стратегия амальгамирования («мы»-дискурс).

Целью данной работы является формирования имиджа на основе речевых стратегий. Для ее решения необходимо поставить следующие задачи:

1) исследовать политический язык как инструмент развития имиджа политического лидера;

2) рассмотреть особенности формирования имиджа политического лидера на основе факторов внешней и внутренней политики;

3) провести анализ использования политической лексики для формирования имиджа политических лидеров (на примере В.В. Путина и Д.А. Медведева).

Структура работы обусловлена ее задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.