logo
Идеологические основы внешней политики Исламской Республики Иран

2.Внешняя политика Ирана при духовном руководстве Имама Хомейни

После свержения шахского режима в Иране функции по контролю и формированию внешнеполитического курса перешли к Верховному лидеру, президенту, Корпусу стражей Исламской революции, министру иностранных дел, Комитету по национальной безопасности и Меджлису (парламент). Процедура по принятию законопроекта начинается с инициативы министра иностранных дел. Затем законопроект поступает на рассмотрение к президенту, потом в Комитет по национальной безопасности и в последнюю очередь к Верховному лидеру, который принимает окончательное решение по принятию либо отклонению законопроекта. Таким образом, можно сказать, что демократические институты в Иране, которые представлены президентом и парламентом, имеют меньший вес в определении внешнеполитического курса в отличие от религиозного института в лице Верховного лидера. В своей статье «Исламистская политика» М. Моззафри пишет, что Верховный лидер обладает неограниченными полномочиями в том, что все решения, касающиеся внешней политики, будут приняты на основе идеологических установок. В своей работе ученый приводит диаграмму процесса выработки внешней политики Ирана. Согласно этой схеме, идеология занимает приоритетное положение, нежели властные структуры ИРИ. Институт Верховного лидера играет главенствующую роль в разработке внешней политики страны, тем самым поддерживая идеологические принципы режима. Президент и парламент служат лишь проводниками решений духовного лидера. Так, можно говорить о том, что институт духовного вождя Ирана воплощает централизацию процесса разработки политики.ALDosariN. R. Ibid. - P. 53.

При Имаме Хомейни курс внешний политики был консервативен, как было описано ранее, направлен на экспорт идей Исламской революции. Борьба с угнетателями во всем мире также подчеркивалась Верховным лидером Ирана в публичных выступлениях. Хомейни именовал угнетателей словом «тагут», что дословно означает сатанинский. Тагутским Хомейни называл любой режим, который препятствовал реализации норм Шариата во всех его аспектах, политическом, социальном, экономическом, а также угнетение людей с целью лишить их нравственных начал. Ежова А. Доктрина Али Шариати и кризис концепции «велаят-э факих» в современном Иране: [Электронный документ] // Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке. - М.: 2005. - URL:http://www.kontrudar.com/sites/default/files/islamskaya-intellektualnaya-initsiativa-v-20-veke.pdf. К подобным режимам Имама относил США («большой сатана») и СССР («малый сатана»). Для недопущения распространения пагубного влияния этих государств на мусульманский мир, все мусульмане должны объединиться для борьбы против них и для установления справедливого исламского правления. Однако Хомейни полагал, что Запад с его капиталистическими ценностями представляет собой большую грозу, чем Советский Союз. Такое отношение к западным странам имеет исторические корни. Во времена шаха Пехлеви крупными месторождениями нефти в Иране владели американские и британские компании, которым доставалась вся прибыль от нефтедобывающей деятельности. В то же время народ Ирана жил в нищете. Такое положение дел не могло устраивать шиитское духовенство. Хомейни заявлял, что «Реза шах-Пехлеви за время своего правления превратил Иран в колонию Соединенных Штатов».Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. - М.: 2009. - С. 81. Кроме этого, религиозные деятели Ирана полагали, что Запад навязывает иранскому народу свои ценности, которые ведут к культурной деградации. Неудивительно, почему в своих трудах Хомейни особо подчеркивал значение независимости во всех сферах жизнедеятельности государства, что легло в основу построения отношений с внешним миром. Антиамериканская риторика в Иране под руководством Хомейни была очень сильна. Негативное отношение к США, которое превалировало в иранском обществе, вылилось в захват американского посольства иранскими студентами 4 ноября 1979 года. Захват продолжался 444 дня, и был объявлен Хомейни как необходимая мера для защиты иранского режима от иностранного вмешательства. Это действие повлекло за собой закономерную реакцию со стороны США. Было закрыто иранское посольство в США, а также был заморожен счет Исламской Республики в двенадцать миллиардов долларов. С этого момента начинаются обсуждения в американском правительстве о введении санкций против иранского режима. Отношения продолжили ухудшаться во время ирано-иракской войны, в которой США приняли решение поддерживать режим Саддама Хуссейна, полагая, что это приведет к уходу ультраконсерватора Хомейни и приходу более умеренного руководителя.LatorreA.M. Role of Revolutionary Leadership in Iran on its Foreign Policy: [Электронныйдокумент]/ USA: 2009. -P. 63. - URL: http://etd.fcla.edu/CF/CFE0002726/Latorre_Aida_M_2009_08_MA.pdf.

Иран находился в тяжелом положении в ходе войны с Ираком, которая началась в 1980 году и длилась восемь лет. Это было обусловлено нехваткой оружия из-за эмбарго со стороны США. Вооруженный арсенал Ирана состоял из оружия, которое было приобретено у Соединенных Штатов еще при правлении шаха. Однако американское правительство боялось распространения советского влияния на Ближнем Востоке, в частности в Иране, поэтому решило достичь соглашения с иранской стороной о поставке оружия с целью заручиться поддержкой умеренных сил в Иране. Начались двусторонние переговоры о поставке вооружения Ирану при условии освобождения американских заложников в Ливане. Однако стороны так и не смогли к единому мнению по поводу вопроса логистики: США выдвигали условие, что оружие будет поставлено только после того, как заложники будут освобождены. Иран отказался принимать условия США. Так, начался период «холодной войны» в отношениях Ирана и Соединенных Штатов, который продолжался до 2015 года, когда США стали постепенно снимать санкции с Исламской Республики.

Ирано-иракская война обнажила не только копившееся со времен шаха неприятие к Западу, но и напряженные отношения с Ираком. Напомним, что в 1975 году между Ираком и Ираном были заключены Алжирские соглашения, согласно которому река Шатталь-Араб была разделена по принципу тальвега, что было крайне невыгодно иракской стороне. В свою очередь, Иран отказывался от поддержки курдских повстанцев на территории Ирака, а также передавал ему часть спорной территории площадью триста двадцать четыре квадратных километра. «Самые значительные из них - район Зейн аль-Кавс (120 кв. км.) и район Сейф-Саад (12 кв. км.)». Яременко В. Айятолла Хомейни и война с Ираком: [Электронный документ]. - 2008,август. - URL: http://polit.ru/article/2008/08/06/iran/#_edn1 . До заключения ирано-иракского договора, Хомейни, который с 1965 года проживал в иракском городе Неджефе, обвинял иракское правительство в предательстве из-за сближения с империалистическим Западом. После победы Исламской революции отношения между странами стали стремительно ухудшаться. Стремление Ирана экспортировать модель своей революции в Ирак и страны Персидского залива привели к анти-иранской пропаганде. Отношения накалились до такой степени, что в 1980 году Ирак в одностороннем порядке денонсировал Алжирские соглашения. Наступление иракских войск было расценено иранскими властями как тройственная агрессия со стороны Ирака, США и СССР. Хомейни охарактеризовал данный вооруженный конфликт как борьбу между исламом и ересью. Иранское руководство пыталось донести до общественности, что это противостояние «не что иное, как война против ислама и исламского характера иранской революции».Тамже. Ключевая роль Ирана в спасении мусульман от несправедливости, угнетения, в победоносном исходе этой война против ислама прослеживалась и следующем заявлении Верховного лидера: «Мы будем экспортировать иранский ислам по всему миру, но вначале - в направлении нашего западного соседа (Ирака). Этим мы дадим возможность сверхдержавам понять нашу силу… Мы распространим нашу революцию по всей планете, поскольку наша революция - исламская. Пока в мире не победит ислам, борьба будет продолжаться…».The Concept of Islamic Revolution (A special Feature) // Muslim Herald, Hon Kong. - October 1982. Такая пропаганда во многом способствовала мобилизации населения, особенно молодежи.

Во время войны важным союзником Ирана стала Сирия, отношения с которой после окончания военных действий стали развиваться. Сирия запретила использовать свои порты для поставки Ираку товаров стратегического назначения, а также перекрыла автомобильные и железнодорожные пути, соединяющие Ирак со странами Средиземноморья. Кроме этого, «в один из критических периодов ирано-иракской войны, в апреле 1982 г., Сирия перекрыла нефтепровод на Банияс, соединяющий Ирак со Средиземным морем, таким образом наполовину уменьшив и без того сократившийся экспорт иракской нефти».Chubin S. Tripp C. Iran and Iraq at War. - London: I.B. Tauris, 1988. - P. 48. В то же время страны члены Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ) не смогли выработать единой позиции по отношению к ирано-иракской войне. Во многом сложившаяся ситуация внутри организации была обусловлена двусторонними отношениями стран-членов с Багдадом и Тегераном. Однако Саудовская Аравия и Кувейт выступили в поддержку Ирака. Саудовское правительство опасалось угрозы распространения идей Исламской революции на территории государства, поэтому видела в Ираке шанс ослабить влияние Ирана в регионе. Поддержка Кувейтом военных операций Хуссейна была связана отчасти со страхом возобновления территориальных споров с Ираком. «В период войны Кувейт предоставлял Ираку значительную финансовую помощь. Кроме того, через его порты шло снабжение Ирака необходимыми товарами и военным снаряжением. Иракские самолеты получили также разрешение на беспрепятственный пролет над территорией Кувейта».Мелкумян Е.С. Политика Ирака в отношении государств -- членов ССАГПЗ на современном этапе // Республика Ирак в системе международных отношений (80-е годы XX в. -- начало XXI в.). - М.: ИВ РАН, 2002. - С. 186.

Победа Исламской революции и приход к власти религиозных лидеров изменили вектор отношений Ирана с Израилем. При правлении шаха шиитские духовные деятели не одобряли тесные связи Ирана с Израилем, однако антиизраильская риторика не была столь явной. С приходом к власти Хомейни ситуация изменилась. Еще в конце 60-70-х годов 20 века антисемитская риторика четко прослеживалась в его публичных выступлениях. Шиитское духовенство видело в Израиле, близкого союзника Соединенных Штатов, орудие западного империализма на Ближнем Востоке. Представители левых сил в Иране также рассматривали сионизм как идеологию расизма и сравнивали отношение Израиля к палестинцам с режимом апартеида в Южной Африке.Roshni E.A. Iranian-Israeli relations: from covert relations to open hostility. Thesis: [Электронныйдокумент]/ USA: Georgetown University, 2010. - P. 39. - URL: https://m.repository.library.georgetown.edu/bitstream/handle/10822/553272/abedinroshni.pdf?sequence=1 Кампания Хомейни против распространения еврейского влияния и сионизма имело несколько компонентов. Он призывал к уничтожению Израиля и разрушению сионистского движения. Тесные отношения иранского шаха с этим государством были еще одной причиной высказываться против Еврейского государства. Ключевой причиной арабо-израильского конфликта, по его мнению, являлось само существование Израиля в качестве независимого и международно-признанного государства. Однако, несмотря на такое ярое неприятие к Израилю, в Иране проводилось различие между евреями и сионистами. Стоит отметить, что Священный Коран содержит положения, в которых последователи монотеистических религий таких, как иудаизм и христианство, не противопоставляются исламу, поскольку имеют общие авраамические корни. Так как Иран является государством с исламской системой правления, то его Конституция относит и евреев, и христиан к религиозным меньшинствам, которые пользуются теми же правами, что и иранские шииты: «Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению»ПУКжС ЗбМгежСнЙ ЗбЕУбЗгнЙ Эн ЕнСЗд (КонституцияИсламскойРеспубликиИрана): [Электронныйдокумент].- С. 14. - URL: http://www.eslam.de/arab/manuskript_arab/verfassung_iri/verfassung_iri.htm., также в Конституции сказано, что независимо от расы, этноса, языка, религии, иранцы обладают равными правами. Там же. Статья 19. - С. 16. Иудеи, как граждане Ирана, имеют право быть представленными в Меджлисе, иметь свои школы, строить синагоги. Так, Хомейни делал четкое различие между евреями, с одной стороны, и Израилем и сионистами, с другой стороны.

Иран использовал антисемитскую риторику, чтобы заручиться поддержкой в арабском мире и приобрести союзников в регионе. Такая позиция по отношению к Израилю помогала Ирану оставаться на региональной сцене и подчеркивала приверженность к исламским нормам, что, в свою очередь, импонировало палестинцам. «Без Арабо-Израильского конфликта, Иран мог остаться в жестких рамках. Придавая стремлениям суннитского населения Возможно, автор имел в виду стремления большинства суннитских государств добиться признания Палестины, решить территориальный конфликт с Израилем в пользу палестинцев. центральное значение в своей региональной политике, шиитский Иран смог преодолеть религиозное различие и превратил свою революцию в актуальную модель для суннитов, преобладающих на Ближнем Востоке».Takyeh R. Iran, Israel and the Politics of Terrorism: [Электронныйдокумент] // Survival: Global Politics and Strategy Winter. - 2006, November. - P. 86. - URL: http://www.iiss.org/en/publications/survival/sections/2006-3f84/survival--global-politics-and-strategy-winter-2006-da4c/48-4-06-takeyh-0050

Отношения с Израилем обострились после заявления в 1979 году премьер-министра Ирана МехдиБазарган о прекращении нефтяных поставок, а также коммерческих рейсов между двумя странами. В этом же году в феврале лидер Организации Освобождения Палестины (ООП) Ясир Арафат прибыл в Тегеран. Хомейни предпринял некоторые шаги, чтобы продемонстрировать свою поддержку Палестине. К примеру, улица, на которой располагалось посольство Палестины, была переименована в «улицу Палестины», а последняя пятница месяца Рамадан была провозглашена днем Иерусалима и сопровождалась демонстрациями и шествиями против Израиля. Однако в основном поддержка Хомейни ООП не была подкреплена реальной помощью, что настораживало Арафата. Он ожидал от Ирана финансовой, военной помощи, но иранское руководство дало палестинскому лидеру понять, что подобная помощь от Ирана не последует. Хомейни объяснил Арафату при их встрече, что Ирану необходимо сосредоточиться на внутренних проблемах, возникшие после революции.Souresrafil B. Khomeini and Israel. - England: I Researchers Inc., 1998. - P. 46. Кроме этого, ранее открытое в Иране в городе Ахваз отделение ООП было вскоре закрыто. Иранское руководство опасалось, что ООП будет разжигать беспорядки среди арабского меньшинства, что может привести к росту сепаратизма в Иране.Ibid. P. 48. Более того, Хомейни не раз критиковал руководство ООП за коммунистические тенденции внутри организации и рекомендовал уделять больше внимания исламу в своей идеологии.

Несмотря на резкую критику в отношении Израиля, Иран в 80-х годах 20 века заключил с ним секретные сделки о поставке вооружения. Израилю также было выгодно сотрудничество, хоть и тайное, с Ираном, поскольку других союзников в регионе у него быть не могло. Так, оба государства, находясь в определенной изоляции в регионе, вынуждены были пойти на сближение. Военное сотрудничество началось вскоре после эскалации ирано-иракской войны и приобрело несколько форм. За период с 1980 год по 1983 год Иран приобрел у Израиля оружие на общую сумму пятьсот миллионов долларов.Ibid. P. 84. В свою очередь, Иран в 1982 году продал Израилю нефть со скидкой в двадцать пять процентов. В 1986 году была заключена тайная сделка между Ираном, Израилем и США, известная под названием «Ирангейт». Согласно этому контракту было осуществлено в общей сложности семь поставок вооружения Ирану. Об этой трехсторонней договоренности мировая общественность узнала, когда бейрутский журнал «Аль-Шираа» опубликовал счет трансфертных платежей между тремя странами.Roshni E.A. Ibid. - P.48. Шансы подобного взаимодействия стран представлялось на то время крайне маловероятным, но существовали объективные причины, которые заставили правительства трех стран пойти на заключение взаимовыгодной торговой сделки.

Трудно говорить о развитии дружественных отношений между Ираном и государствами Персидского залива после падения режима шаха. Арабские монархии были недовольны стремлением Ирана распространять «плоды» своей революции по всему ближневосточному региону. Помимо этого, такие страны, как Бахрейн, Ирак и Саудовская Аравия, были обеспокоены, что шиитские меньшинства, проживающие на территории этих государств, окажутся под влиянием Ирана. Саудовскую Аравию также не устраивала позиция Ирана, как мирового защитника всех мусульман и проповедника истинных исламских ценностей, поскольку священные места находились именно на территории королевства, и поэтому роль наставника для всех верующих должна принадлежать только ему.

Таким образом, можно сделать вывод, что после событий 1979 года Иран находился в региональной изоляции. Исламская Республика была вынуждена искать союзников в регионе, и ей удалось их найти в лице исламистских организаций, борющихся против израильской оккупации, и Сирии, отношения с которой начали интенсивно развиваться в конце 1980-х годов. Твердая приверженность принципам теории «валайат аль-факих» во взаимоотношениях с внешним миром ставили Иран в тупик не только в сфере внешней политики, но и внутренней. Превосходство представителей духовенства в Парламенте не способствовало проведению необходимых реформ в Иране и поддержанию революции. Поэтому Али Хаменеи, который занимал пост Президента с 1981 по 1989 год, обратился к Хомейни с просьбой разрешить созвать комитет для пересмотра Конституции с целью ослабить влияние духовных деятелей в политике. Хомейни дал согласие, продемонстрировав поддержку прагматичным политическим силам, что впоследствии повлияло на формирование современного внешнеполитического курса.