logo
Закономерности построения и функционирования гражданского общества

ВВЕДЕНИЕ

Мировая и отечественная история многократно подтвердили тот факт, что подобно тому, как стрелка компаса стремится к Северу, так и государство проявляет стремление к усилению своей власти. Под различными предлогами государство веками ограничивало или подавляло самостоятельность других составных частей политической системы, если общество не понуждало его к обратному действию, соблюдению и защите прав человека.

Феномен этатизации был характерен для подавляющего большинства государств Запада и Востока. Достаточно вспомнить о драматических событиях первой половины XX века, о периоде между двумя кровопролитными мировыми войнами, чтобы привести примеры, как государства буквально «проглатывали» гражданские общества (Италия, Германия, Испания, Венгрия, Португалия и др.)

В этой связи возникает вопрос, а преодолим ли этатизм Этатизм (государственничество) (от фр. Йta - государство) - мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.? Да, свидетельствует опыт новейшей истории, преодолим, но при наличии сильного, жизнеспособного, свободолюбивого общества, в котором главенствуют не лидеры, группы лиц, политические партии, а Закон.

Демократическое общество лишь тогда может отвечать своему статусу, если оно способно на деле защитить права и свободы граждан, пресечь попытки узурпации власти государственными исполнительными органами, дать достойный отпор антидемократическим, авторитарным, волюнтаристским посягательствам, откуда и от кого бы они ни исходили.

По мере сужения демократии неизбежно увядает гражданское общество, происходит отчуждение личности и народа от государства, от власти нарастает чреватая конфликтами социальная напряженность.

Отсюда следует, что современное правовое государство, которое еще предстоит построить в Беларуси, должно представлять собой разумное соединение начал власти и свободы под углом зрения демократии и гуманизма. Одной из важнейших задач такого государства является обеспечение гражданам реальной возможности самостоятельного политического творчества, свободного выбора такого общества, в котором хотело бы жить большинство народа. Это государство должно охранять и на деле обеспечивать плюрализм мнений и идей, политических институтов и действий, стать реальной формой гражданского общества.

Проблема гражданского общества в последнее десятилетие является одной из самых популярных тем, обсуждаемых на уровне как науки, так и политики. Со становлением этого института связывают надежды на упрочнение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами трансформирующегося белорусского общества. Такие понятия, как стабильность, согласие, правовое государство, цивилизованные рыночные отношения, право собственности и права человека, свобода социальных коммуникаций, национальная идея, составляющие сегодня «символ веры» тех, кто продолжает ориентироваться в своих мировоззренческих представлениях и социальной практике на перспективы обновления страны и ее достойное будущее, часто употребляются в контексте тех или иных аспектов становления гражданского общества в Беларуси. Между тем предлагаемые в этом плане постановки и решения подчас грешат завышенными ожиданиями, идеализацией, мифологизацией, конъюнктурными подходами. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего углубленного анализа вопросов теории и практики гражданского общества.

При этом большее значение приобретает проблема общего и специфического в процессах формирования гражданских отношений в нашей стране. В данной связи особое значение приобретают вопросы, касающиеся предпосылок и условий становления гражданского общества. Этим в первую очередь и объясняется научная и социально-практическая значимость специального обращения к вопросам формирования и становления гражданского общества.

Формирование гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного белорусского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.

Другая линия, куда более энергично декларируемая и представленная структурами власти, интерпретирует проблему как неотложную политическую задачу, доступную для искусственного конструирования и институционализации. Но те или иные параметры и свойства гражданского общества, взятые безотносительно их сущностного содержания и выражающие лишь его некоторые внешние признаки, в любой модели их институционализации принципиально не могут содержательно «объективировать» реальную гражданскую жизнедеятельность и обречены оставаться формальными агентами соответствующего способа социального дискурса в обществе.

С учетом сказанного, анализ сущности гражданского общества, его признаков и свойств, выявление объективных предпосылок и условий его формирования и функционирования, становится актуальной научной и практической задачей развития современного общества.

Таким образом, объектом дипломной работы выступает гражданское общество как социальный феномен, а предметом исследования - закономерности его построения и существования.

Цель работы: всесторонне изучить теоретические основы гражданского общества, выявить и охарактеризовать принципы, на которых строится его функционирование.

Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:

1) проанализировать эволюцию понятия «гражданское общество»;

2) выявить существенные признаки, основные функции и структуру гражданского общества;

3) раскрыть основные принципы гражданского общества;

4) охарактеризовать гражданское общество в Республике Беларусь на современном этапе.

Задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена общим проблемам определения понятия и признаков гражданского общества. Вторая глава раскрывает основания, на которых строится гражданское общество. Третья глава посвящена условиям формирования гражданского общества в Республике Беларусь.

Для решения поставленных целей и задач исследования были применены как общенаучные методы анализа и дедукции, так и частнонаучные сравнительные, исторические и статистические методы.