logo
Актуальные проблемы российской правовой политики

1.2 Структура правовой политики и ее элементы

В современной научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Самым распространенным является разграничение в политике ее содержания, формы, процесса, элементов и уровней. Содержание политики. Сфера влияния политики - политические отношения людей. См.: Шпак Ю.В. Предмет и метод политологии// Правовая политика и правовая жизнь.1998 . С.13 Они выражают устойчивый характер взаимосвязей социальных групп между собой по поводу власти. Сюда входят многообразные действия элиты и электората, элиты и оппозиции, лидеров, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Вся эта деятельность составляет содержание политической жизни общества. Политика тесно связана с уровнем развития политического сознания общества. Оно определяет качество и эффективность функционирования власти, всей политической системы общества. Содержание политики выражается также в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она ставит и решает, в мотивах и механизмах принятия и выполнения политических решений. Коробова А.П. Правовая политика:понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2000.С. 6. Формы политики. Политика проводится в жизнь посредством особых институтов власти. Сюда входят: государство, партии и партийные системы, группы интересов, различные общественно-политические институты. Они составляют организационную структуру политики, определяют, согласно современной классификации, ее форму. Коробова А.П. Указ соч. С. 120-121. Форма политики воплощается также в законах, политических и правовых нормах. Элементы политики. В качестве самостоятельных элементов политики можно выделить: а) институты власти и борьбы за нее; б) нормативные идеи: политико-правовые нормы, программы и избирательные платформы политических партий и т. п.; в) политическое сознание, менталитет (образ мыслей, душевный склад народа), ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории, традиции общества. Малько А.В. Формы реализации и виды правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,2003.С.156

Уровни и виды политики: а) макроуровень характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах; б) микроуровень - это политическая деятельность партий, общественных объединений и т. п., а также местное самоуправление; в) мегауровень относится к политической деятельности международных организаций (ООН, НАТО и т. п.). В этой иерархии детерминирующим является макроуровень. См.: Шпак Ю.В. Предмет и метод политологии// Правовая политика и правовая жизнь.1998 . С.28.

Виды политики прямо зависят от характера потребностей социальных групп и индивидов. Это экономические, социальные, духовные, национальные и другие интересы. Им соответствуют экономическая, культурная, национальная и другие виды политики. Может быть проведено еще более дробное деление: административная, хозяйственная и т. п. политика. Выделяют также два основных направления политики: внутреннюю и внешнюю. Российская правовая политика: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.,2003.С. 202.

Факторы, влияющие на формирование политики, весьма многочисленны: это потребности, интересы и ожидания социальных групп и индивидов, моральные и правовые нормы общества, история, традиции, менталитет общества и лидеров, их психология, наконец, географическая среда, географическое положение государства, а также некоторые другие.

Суммируя сказанное, мы можем сделать следующие выводы:

1. Правовая политика - это реальный феномен, который выражается в целой совокупности государственно-властных решений, охватываемых общим теоретическим понятием "правовая политика".

2. Правовая политика - не только диалектически развивающееся явление, имеющее естественно-историческую природу (правовая политика развивается вместе с развитием государства, права и общества), но и многоэлементное, многоаспектное и разнонаправленное, противоречивое явление в виде деятельности, имеющей различные формы.

3. В силу того что правовая политика является специфическим правовым и политическим одновременно явлением, этот феномен "являет себя" в следующих пяти формах: 1) правотворческая форма; 2) правоприменительная форма; 3) правоохранительная форма; 4) контрольно- надзорная форма; 5) учредительная форма правовой политики. Правовая политика может протекать исключительно в этих формах, о которых мы сказали выше. Если деятельность государства или его органов протекает иначе, чем в вышеозначенных формах, то это не может трактоваться как деятельность по реализации правовой политики.

4. Правовая политика всегда есть цепь последовательных (либо в какой-то части противоречивых) актов политической воли, политико-правовой деятельности, "обернутой" в форму правовых решений.

5. Правовая политика имеет свою сложную и многоуровневую структуру. В составе правовой политики можно обнаружить следующие элементы: а) субъекты правовой политики; б) формы (средства) правовой политики; в) содержание правовой политики; г) объекты правовой политики.