logo
Актерское мастерство в политике: на примере Соединенных Штатов Америки

1.1 Роль невербальных средств коммуникации в создании PR-специалистами имиджа политического лидера

Формирование и продвижение политического имиджа - сложный и многогранный процесс, который требует от специалистов по связям с общественностью длительной целенаправленной работы. Удачный имидж повышает конкурентоспособность политика или политической структуры за счет привлечения непосредственных избирателей или сторонников, и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим и т.д.).

В структуре политических имиджей выделяются имидж политика, имидж политической партии, имидж власти и т. д., которые создаются под конкретные задачи: победа на выборах, получение власти, вхождение в политическую элиту, получение популярности среди масс и т.д.

Политический имидж - это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о политическом лидере или политической структуре, сложившееся в результате длительного внешнего воздействия и обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью.

Особое место в PR-деятельности занимает процесс формирования имиджа политического лидера как главы той или иной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Работа PR-специалистов заключается в создании образа политического лидера, внедрении сконструированного образа в массовое сознание, его поддержке и актуализации. Конечная цель всех PR-усилий - добиться доверия к политику и признания его компетентности.

На основании проведенного анализа публикаций по проблеме имиджа политических деятелей, представляется возможным, определить имидж как эмоционально окрашенный психический образ - представление, имеющий характер стереотипа, наделяющий объект путем ассоциаций дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.). Имидж политика в данном контексте должен соответствовать ожиданиям и потребностям населения на данный период времени, которые отражают как право ожидания исполнения обещаний политическим деятелем, так и обязанность вести себя в соответствии с социальными ожиданиями.

В структуре имиджа политика выделяются персональные, социальные и символические характеристики. К персональным характеристикам относятся его физические и психофизические особенности, внешний вид, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, профессионализм, интеллект и др. Социальные характеристики отражают статус политического деятеля (происхождение, богатство, цвет кожи, место рождения и др.), с которым тесно связаны модели ролевого поведения. Символические характеристики включает в себя мировоззрение политического лидера, его систему ценностей, программу, черты, соответствующие историческим образам.

Как известно, только 7% информации о человеке передается посредством вербальных средств коммуникации, которая предполагает смысл слов и фраз, а также точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильностью построения фразы и ее доходчивость. Однако в XX веке саму мысль заменили форма и подача, поэтому политические идеи и программы заняли второстепенное значение в восприятии аудиторией имиджа политического деятеля. Исследователи с удивлением обнаружили новую закономерность: если в XIX веке можно было быть, например, великим политиком и пользоваться уважением практически независимо от характера коммуникации, то сегодня великий политик тот, кто сумел себя продать, преподнести в нужном ракурсе. Это объясняется становлением телевидения в самое влиятельное средство массовой информации, появления фотографии, а как следствие возможности влияния на сердца людей посредством изображения.

Политическому деятелю и PR-специалистам, отвечающим за его имидж, необходимо помнить о проблеме внешнего впечатления, производимого политиком на аудиторию, а также проблеме создания людьми некоего «собственного» мнения о нем не только по телевизионному изображению, но и также по его фотографиям в газетах, журналах, на плакатах, а также при личных контактах (встречи с населением, митинги, собрания и т.д.). Действительно, около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу.

Основной аксиомой работы в PR-специалистов в данном случае является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Выбор относится именно к образу, а не к человеку, поскольку у 99% избирателей не было и не будет контактов с кандидатом. Засчитывается не то, что есть на самом деле, а то, что видят на экране.

Невербальные средства коммуникации передают от 60 до 80% информации. Они дополняют и замещают речь, показывают эмоциональное состояние человека и его отношение к передаваемой информации, создают и поддерживают психологический контакт, усиливая вербальное воздействие. Именно благодаря им складывается основное впечатление о человеке.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие знаковые системы:

- оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, стереотипы моторики, внешний вид собеседника и др.);

- паралингвистическую, включающую выразительные качества голоса (модуляция высоты и тональность голоса, интонация и дикция);

- экстралингвистическую (темп речи, специфические звуки - смех, хмыканье, шепот, вздохи, кашель, паузы и др.);

- предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания);

- организацию пространства и времени коммуникативного процесса.

Для политика особую важность приобретают именно невербальные средства коммуникации, так как выразительностью и образностью речей для их выступлений, как правило, занимаются профессиональные спичрайтеры. Западные специалисты утверждают: «Когда вы появитесь на телевидении, вы обнаружите, что люди легко запомнят, как вы выглядели, но в их памяти останется очень немногое из того, что именно вы сказали». Специфика современных требований, которая выражается в публичности политического деятеля, требует от участников телевизионного процесса задействовать невербальные средства коммуникации даже в большей степени, чем вербальные.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Именно поэтому среди персональных характеристик особое значение для работы PR-специалистов приобрели внешние компоненты имиджа политического деятеля, влияющие на характер внешнего воздействия, которое он производит на людей во время личного или телевизионного контакта с аудиторией. Внешние компоненты относятся к невербальной системе коммуникации и включают в себя следующие составляющие:

- черепно-лицевые признаки (лицо, прическа и др.);

- одежда и аксессуары;

- мимика и пантомимика, жесты и жестикуляция;

- речь (дикция, тембр голоса, темп и другие особенности речи);

- темперамент (эмоциональная выразительность, страстность, энергия, скорость реакции).

Следует помнить, что обычный необученный человек контролирует свою речь гораздо лучше, чем язык тела. Это позволяет видеть и читать политика сквозь выражение его лица, тон голоса, жесты, движения ног и др. Любое несовпадение может выдать ложность какой-либо приписываемой политику имиджевой характеристики.

Дело в том, что нейронная активность связана с активностью тела, которая носит достаточно универсальный характер для всех людей, хотя имеются индивидуальные особенности и отличия. Люди, наблюдая двигательную активность друг друга, могут ощущать, какая нейронная активность ей соответствует. Таким образом, оказывается возможным «читать» невербальные проявления друг друга, «словно наши тела - танцующие иероглифы». Современными исследователями выявлено множество жестов, поз, выражений лица, интонаций голоса человека, которые в той или иной степени выражают уверенность и неуверенность собеседника, его искренность или неискренность, степень самоконтроля, доминирования, расположения или отрицательного отношения к передаваемой информации и др.

Психологами получены данные о том, что людям, имеющие приятную внешность, автоматически приписываются такие положительные качества как ум, талант, доброта, честность. Большинство даже не отдает себе отчета, какую определяющую роль играет физическая привлекательность в восприятии людей. Многие PR-специалисты и имиджмейкеры считают, что даже одежда может дать слишком много информации о ее владельце, поэтому этот информационный канал следует строго контролировать. «Класс, статус, вкус, стиль, чувство моды, профессия, национальность, служебное положение» - все может быть передано с помощью особого стиля одежды. PR-специалисты должны учитывать, что имидж политика воспринимается аудиторией в целостности его вербальных и невербальных составляющих. Таким образом, невербальные компоненты имеют очень важное значение в работе PR-специалиста над имиджем политического лидера, так как именно они призваны оказывать сильное воздействие на целевую аудиторию политика.